Почему барнаульские дизайнеры одежды не могут заработать на своих коллекциях?
С декабря прошлого года в одном из ведущих торговых центров Барнаула начал работу бутик авторских работ "Сорока", где продаются изделия исключительно алтайских дизайнеров. Ассортимент разнообразный – от аксессуаров до верхней одежды в единственном, максимум в двух экземплярах. Самый что ни на есть эксклюзив. Цены на любой кошелек – найти что-нибудь для себя могут как рядовой студент, так и представитель среднего класса. Инициатором открытия салона стала молодой архитектор Екатерина РЕЙЗБИХ. Девушка уже давно перестала покупать одежду в магазинах, ассортимент которых ей кажется скучным, и одевается она, что называется, "у себя самой". А вдохновила ее на открытие салона Бразилия.
- Я заметила, что в бразильских торговых центрах бутики с продукцией мировых брендов занимают самые невыгодные места, в тупиковых коридорах, на основных площадях расположены отделы с одеждой, обувью, аксессуарами локальных дизайнеров – города, региона, страны, - поведала Екатерина. – Каждая вещь сделана качественно, почти все в одном экземпляре, за исключением обуви. Все разное, интересное, аккуратное. Я подумала: а почему бы в Барнауле не открыть такой магазин, в котором продавались бы вещи местных дизайнеров. У меня на тот момент было несколько знакомых, которые занимались изготовлением украшений, открыток, также мы бросили клич среди всех мастеров региона. На сегодняшний день с салоном сотрудничает около 100 авторов.
Модная индустрия
Помещение нашлось в открывающемся торговом центре. Специальных требований к дизайнерам Екатерина не предъявляет – главное, чтобы вещи были новыми, словом, изготовлены специально для продажи. Оправдание, мол, вещь была надета один раз для выступления (свадьбы, фотосессии), не принимается. Вопрос ценообразования также остается на откуп дизайнерам – те сами устанавливают цены, а организатор делает небольшую накрутку, чтобы хоть немного заработать и оправдать аренду.
- Местные мастера по-разному откликнулись на наше предложение – иногда приносят целыми коллекциями или отдельными вещами, сейчас вот гнетущее затишье, - говорит девушка. – Хотя в Барнауле очень много талантливых дизайнеров, единого стиля пока ни у кого не сложилось. Это только формирующийся класс, состоящий в основном из ремесленников. Люди сидят дома, шьют для себя или в подарок и не осознают, что могли бы на этом зарабатывать. Доля профессионалов на данный момент очень мала, и они, как правило, имеют свои каналы сбыта, преимущественно через Интернет. Как показывает практика, большая часть объемов отшивается ими на заказ, поэтому времени на создание коллекций у них нет. А шить на заказ и отшивать коллекции – это разные категории. Когда мы шьем коллекцию, по сути, стреляем в небо. Мы не знаем, кто купит, за сколько купит. Поэтому в концепции нашего салона товар должен быть максимум в двух экземплярах. Ведь наш потребитель ориентирован именно на эксклюзив, и за него он готов платить хорошие деньги.
Спрос на эксклюзив
По мнению дизайнера, в Барнауле есть спрос на одежду от алтайских модельеров.
- Уверена, есть множество людей, которых не удовлетворяет массовый ассортимент, - считает Екатерина. - Я начала создавать собственную коллекцию одежды по этой же причине. Долго искала швею, спотыкалась, искала подходы. Скоро я поняла: надо чувствовать, что подать людям, чтобы они осмелились купить мою одежду. Вот мне комфортно вырядиться в перья, лаковую кожу или блестки, а для большинства это слишком... Но в определенный момент наступает период, когда при создании вещи ты уже не понимаешь, выглядит она смешно, бутафорски или просто оригинально. Теперь же я чувствую границу, за которую выходить нельзя. И все равно мое личное восприятие моды немного поперек основным тенденциям. Хотя, безусловно, влияние моды есть, но оно нюансное. Вот сейчас в тренде юбки в пол – в клетку, с шерстью. Моя точно такая же юбка в пол будет носить готический характер. И людям это нравится, хотя они и побаиваются ярких цветов, фактурных тканей. Многие наши покупатели могут по две недели заходить в магазин, присматриваться, мерить и в конце концов купить понравившуюся модель. После того как они наденут ее один раз, почувствуют себя в ней, им уже неинтересно одеваться в "массовке".
Класс потребителей, готовых заплатить порядка пяти тысяч рублей за платье, которого нет ни у одной другой женщины, растет с каждым днем.
- В нашем городе много магазинов для разных категорий, где можно купить наряд за 300 рублей, а можно и за 60 тысяч рублей, - приводит цифры собеседница. - И то и другое продается. И в нашем салоне есть дизайнерские вещи из более дешевых тканей по невысокой цене. Но я при создании коллекции не задумываюсь о ее себестоимости, главное, чтобы вещь была качественной, красивой, оригинальной. Создаю одежду как для себя, поэтому она исключительно из натуральных тканей, многие привезены из-за границы. Кроме того, мне приходится оплачивать услуги швеи. В итоге только изготовление платья обходится в четыре-шесть тысяч рублей. Я накручиваю рублей 500, соответственно о большом заработке речи быть не может.
Не хватает дизайнеров
Существующих предложений от алтайских модельеров, по мнению Екатерины Рейзбих, все-таки недостаточно, чтобы обеспечить покупателю достойный выбор. Не хватает дизайнеров. При имеющихся условиях, не обладая солидным стартовым капиталом, талантливым людям трудно воплощать коллекции в жизнь. К тому же многим приходится работать ради заработной платы в других сферах, а над коллекцией трудиться в свободное время. Так, из 100 авторов "Сороки" лишь четверо готовы представить коллекции для осеннего дефиле в рамках очередной выставки "Индустрия красоты". Основные причины – нет времени или средств на отшив коллекции. В итоге многие идеи так и остаются жить на бумаге.
- Нужна какая-то поддержка талант- ливым дизайнерам, возможно, помощь в открытии для них швейного цеха, где можно было бы подешевле изготавливать коллекции, - предполагает Екатерина. – Ведь мне приходится для пошива одного только наряда отдавать швее порядка двух-трех тысяч рублей, в зависимости от ткани и сложности конструкции. Сократив себестоимость вещи, можно было бы уменьшить ее конечную стоимость, сделать доступной большему количеству покупателей и дать возможность заработать дизайнеру, который впоследствии создал бы новую коллекцию. Иначе так и будет продолжаться ситуация, в которой талантливые дизайнеры, так и не найдя путей воплощения своего творчества, будут уезжать со своими идеями в другие регионы, а то и страны.
Так уже случилось с Ириной Медведевой. В 1990-х она открывала подобный магазин собственной одежды, устраивала показы, но по указанным выше причинам бизнес пришлось закрыть. Теперь она создает одежду в столице. Валентина Дубова работает все больше в Новосибирске, где на Неделе моды ее окрестили "новой Кирой Пластининой". Но Екатерина уверена, у алтайского дизайна большое будущее. Пока же в планах "Сороки" расширение ассортимента – текстилем и предметами интерьера. Первая ласточка – резной столик от знаменитого скульптора Александра Парфёнова.
СПРАВКА "ВБ"
Представляем несколько авторов, чьи коллекции можно найти в салоне авторских вещей "Сорока":
Юлия Губернаторова и Полина Третьякова, дизайн-студия "Форма". Молодые выпускницы Института архитектуры и дизайна представили бижутерию в этническом стиле.
Александр Стерлягов, мастер художественной ковки из металла - авторская бижутерия в стиле эклектического смешения эпох готической Европы: ожерелья, браслеты и кольца, эффектные кожаные ремни и сумки.
Ульяна и Анна Николаенко, дизайнеры одежды, бренд "Контра Код".
Валентина Дубова, дизайнер женской одежды.
Алёна Шкляева, дизайнер одежды, бренд Nevelichka.
Егор Лысун, дизайнер аксессуаров, мастер художественного литья.
Евгения Заика, дизайнер детской и женской одежды, бренд Novaluna.
Елена Барсукова, дизайнер одежды, специализируется на историческом русском костюме.
Фото Андрея Чурилова.