Правительство режет по живому: кто в этой стране является кастой «незащищенных»

Дым коромыслом! На текущей неделе правительственная комиссия по бюджетным корректировкам принимала проект федерального бюджета, то есть согласовывала его со всеми заинтересованными министерствами, а на следующий день на заседании правительства этот документ пытались окончательно утвердить. Впрочем, слово "окончательно" здесь не совсем уместно, потому что, как показал дальнейший ход событий, еще ничего толком не решено. Об этом пишет Игорь Петров на КМ.Ру.

К назначенному сроку, ко вторнику, 17 сентября, ничего не успели, поэтому все действо перенесли на сутки. Бессонные ночи, видимо, плохо повлияли на всех действующих лиц, и они явно начали заговариваться. Во всяком случае, понять, почему они с такой легкостью отказываются от своих слов и принятых обязательств, получается не с первого раза.

И на правительственной комиссии, и на заседании правительства главные персоны одни и те же: премьер Дмитрий Медведев, его первый заместитель Игорь Шувалов, председатель Центробанка и глава мегарегулятора Эльвира Набиуллина, министр финансов Антон Силуанов, министр экономики Алексей Улюкаев и министр труда Максим Топилин.

Такое подробное представление совершенно необходимо: без него невозможно будет понять все перипетии драмы, которая происходит на наших глазах и выплескивается на страницы газет и информационных порталов.

Неделю назад правительство в целом одобрило положения пенсионной реформы и новой формулы расчета пособий для людей, уходящих на заслуженный отдых.

В конце июня Владимир Путин объявил о замораживании тарифов естественных монополий, начиная с 2014 года, сроком на пять лет. То есть они будут расти, но лишь на величину инфляции предыдущего года. Так распорядился и объявил во всеуслышание президент РФ.

В начале июля правительство утвердило индексацию зарплат госслужащих в 2,6 раза к 2018 году. Минфин заложил в проект бюджета на эти цели 135 миллиардов рублей.

Две недели назад правительство и президент одобрили постепенное, на несколько процентов в год, снижение экспортной пошлины на сырую нефть и светлые нефтепродукты и одновременно такое же повышение НДПИ.

Год назад правительство одобрило поэтапное – сначала на 25%, а затем и на 35%, – увеличение нормативов выплат дивидендов для госкомпаний по МСФО.

На заседании правительственной комиссии все эти ранее принятые и одобренные обязательства попытались объединить в некий вразумительный документ. Не получилось.

Минфин представил новый, еще более мрачный прогноз соотношения доходов и расходов на ближайшие три года. Исходить решили из этих последних данных и подгонять под них все обязательства.

Не так давно в обиходе представленных лиц появился новый лукавый термин: "защищенные" и "незащищенные" статьи бюджета. К какой категории что относится, сейчас будет понятно.

Как и ожидалось, Медведев объявил, что выполнение майских указов президента является основным положением, которое будет влиять на общую структуру будущего бюджета.

"Речь идет об изменении доходных позиций. Соответственно, придется сократить и расходную часть, при этом обеспечив финансирование защищенных статей, а также выполнение указов президента и других приоритетов правительства", – подчеркнул премьер.

По подсчетам Минфина, предвыборные обещания Владимира Путина будут стоить федеральному бюджету 2,1 триллиона рублей до 2016 года. И собравшиеся начали резать по живому другие статьи.

Финансовое ведомство предложило в будущем году не индексировать зарплаты госслужащим, военнослужащим, судьям, прокурорам. Это даст возможность сэкономить 31 миллиард рублей только в 2014 году.

Минэкономики в лице главы ведомства Алексея Улюкаева предложило до 2016 года оставить рост тарифов естественных монополий, но только для населения. Производить расчет новых цен на газ, тепло, электричество и воду планируют отталкиваясь от величины инфляции предыдущего года, умноженной на понижающий коэффициент 0,7. То есть если официальная инфляция 2013 года составит 6%, то тарифы для населения в 2014 году увеличатся на 4,2%.

Это предложение очень не понравилось Силуанову и Набиуллиной, потому что рост тарифов, естественно, увеличивает уже просчитанный ими уровень инфляции и вся бюджетная картина требует нового осмысления.

Вводить фиксированные выплаты дивидендов госкомпаниями решили не с 2016 года, а на год раньше. Игорь Шувалов вертелся как уж на сковородке. Он, несомненно, испытывает колоссальное давление со стороны лоббистов этих финансово-промышленных монстров и говорит обо всем в полуутвердительных тонах: "Надо посмотреть, вынесут ли они тогда в совокупности все свои инвестиционные обязательства и те планы, которые у нас есть".

Госкомпаниям (читай – естественным монополистам) не нравится перспектива заморозки тарифов на свои услуги. Кроме того, они не хотят платить ни 25%, ни 35% от своей прибыли, ни с 2015 года, ни вообще никогда. Монополисты откровенно шантажируют правительство тем, что будут массово сокращать рабочие места и свертывать инвестиционные программы.

По словам Шувалова, в 2014 году правительство решило выделить для поддержки рынка труда (заткнуть рот монополистам!) 100 миллиардов рублей. Первый вице-премьер признал, что по тарифам "было очень много споров, и до сих пор некоторые естественные монополии выражают несогласия с этим".

С выплатой дивидендов тоже не все понятно. "Это решение еще не принято, – сообщил Шувалов. – Много разногласий и сопротивляющихся. И сейчас необходимо посчитать, как это отразится на выполнении инвестпрограмм компаний с учетом заморозки тарифов".

Однако самое большое безобразие произошло при обсуждении пенсионной реформы. Накануне заседания правительственной комиссии первый заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко объявила, что принято решение (опять же правительственное!) изменить формулу расчета накопительной части пенсии для "молчунов". Теперь за них будут решать другие люди, сколько пойдет в накопление, а сколько в страховую часть. По словам Нестеренко, это принесет экономию бюджету 350 миллиардов рублей к 2016 году. Соответственно, столько же денег недополучат старики.

За несколько часов до заседания комиссии первый заместитель министра труда Андрей Пудов сообщил, что принято решение отказаться от дополнительных бонусов, которые поощряли работников с большим стажем. "В этом доработанном варианте закона о страховых пенсиях стимулирующих коэффициентов за стаж свыше 30-35 лет нет", – заявил Пудов. Он выразил надежду, что мер по стимулированию более позднего выхода на пенсию будет достаточно.

То есть законопроект о пенсиях, который, по словам вице-премьера Ольги Голодец, прошел широкое общественное обсуждение и утверждение в правительстве, выхолостили полностью.

Теперь всем понятно, какие статьи и какие люди в этой стране являются незащищенными?!

Дальнейшее обсуждение бюджета становится абсолютно бессмысленным, потому что надо заново пересчитывать все основные параметры. Чем и будет заниматься правительство в самые ближайшие дни и часы.     

Читайте полную версию на сайте