В Арктике увеличилась площадь ледового покрова
В минувшие выходные площадь ледового
покрова в Арктике достигала минимального за 2013 год значения,
составившего 4,8 млн. км2, что гораздо больше, чем в прошлом году, когда
лед покрывал лишь 3,4 млн. км2. Как сообщается на сайте Всемирного фонда дикой природы (WWF России), столь резкий скачок породил массу слухов: кто-то говорит о конце глобального потепления, для других это
В середине сентября площадь льдов в Арктике каждый год достигает минимума (максимум наблюдается в марте). В этом году площадь оказалась на 40% больше, чем в 2012 году. Однако такой скачок - совершенно не сенсация. Во-первых, в прошлом году площадь льда стала рекордно низкой за все годы наблюдений и не удивительно, что на следующий год наблюдается большая ледовитость. Во-вторых, давно замечено, что изменение площади льда в Арктике – хотя и скачкообразный процесс, но с 1970-х имеет сильный нисходящий тренд, связанный с глобальным изменением температуры на планете. Рекорды минимума льдов были побиты в 1983, 1990, 1999, 2002, 2005, 2007 и 2012 гг. В промежутки между этими годами площадь льдов было несколько больше, но все равно в целом уменьшалась. Так, площадь льда в 2013 году была гораздо меньше, чем в любой год до 2007-го.
"Сейчас ученые завершают подготовку
обширного доклада о физической природе изменений климата, который выйдет
в конце сентября. В нем в качестве фактора на первое место ставится
океан, а именно, его прогрев из-за антропогенного усиления парникового
эффекта. А температура воздуха или площадь льдов – это вторичные
параметры, подверженные различным колебаниям", - комментирует Алексей Кокорин, руководитель программы
"То, что в 2013 -2014 гг. площадь льдов в Арктике больше, чем в 2012 г., совершенно логично и скорее подтверждает, чем подрывает модельные прогнозы, согласно которым в сентябре Арктика будет полностью освобождаться ото льда, но лишь через несколько десятилетий".
По мнению WWF, на ближайшую перспективу крайне опрометчиво говорить о легком и свободном судоходстве по Северному морскому пути. Свободным ото льда путь будет лишь в отдельные недели отдельных лет, не более. При этом будет возрастать и волновая нагрузка на портовые сооружения и иную прибрежную инфраструктуру, усилится абразия берегов. Желание развить здесь активную деятельность, не приняв должных мер безопасности, может привести к чрезвычайным ситуациям. Последняя авария с танкером Nordvik – лишнее тому подтверждение, считают в WWF.
Проводка атомными ледоколами позволит повысить безопасность арктических перевозок, но стоит порядка 100 тыс. евро в день, и она с запасом может съедать всю выгоду от более короткого пути из Европы в Японию и Китай. Очень велики и риски разливов нефти, которые невозможно полностью ликвидировать в ледовых условиях.
"40%-й скачок ледовитости в 2013 году по сравнению с 2012 г. - не новость для климатологов. Это скорее сигнал для бизнеса, политиков, широкой публики, что не надо ждать постепенного и приятного потепления, нам грозит гораздо худшее – резкие скачки погоды, более частые и сильные опасные метеорологические явления. Тем более в Арктике, к освоению которой надо подходить с крайней осмотрительностью", - добавляет Алексей Кокорин.