Интеграция с Белоруссией и Таможенный Союз могут быть принесены в жертву интересам российских олигархов

СП. В пятницу, 13 сентября горсуд Минска принял решение оставить под стражей главу "Уралкалия" Владислава Баумгертнера, который находится в следственном изоляторе белорусского Комитета государственной безопасности. Суд отклонил жалобу адвокатов Баумгертнера об изменении меры пресечения их подзащитному, но они не унывают. "Будем обжаловать дальше", - приводит ИТАР-ТАСС слова одного из адвокатов Баумгертнера Дмитрия Горячко. Скорее всего, их оптимизм чисто профессиональный, потому что власти Белоруссии настроены весьма решительно. Гендиректору "Уралкалия" и председателю набсовета "Белорусской калийной компании" (БКК) Баумгертнеру предъявлены обвинения по статье "Злоупотребление властью и служебными полномочиями" Уголовного кодекса Белоруссии, максимальное наказание по которой — 10 лет тюрьмы с конфискацией имущества.

Руководство "Уралкалия" заподозрили в сговоре с целью замкнуть на российскую компанию финансовые потоки и отношения с торговыми партнерами БКК на ключевых рынках. По данным следствия, в результате белорусской стороне был нанесен ущерб в размере 100 млн. долларов. Кроме того, как говорят на бирже, крупные акционеры компании по дешевке скупили акции, которые после скандала упали в несколько раз – обычная практика российских рейдеров времен 90-х годов.

Тем временем, после решения Минского суда, акции "Уралкалия" падают на биржевых площадках еще больше. Вчера днем на Московской бирже бумаги компании подешевели на 2,85%, до 175,87 рубля, а на Лондонской фондовой бирже депозитарные расписки упали в цене на 2,5%, до 26,9 доллара.

Россия на стороне олигархов

Между тем, "спор хозяйствующих субъектов" компании "Уралкалий" уже перешел в политическую плоскость, причем конфликт между Россией и Белоруссией продолжает набирать обороты. "Ссора между крупнейшими производителями калия в России и Белоруссии переросла в скандал в сфере торговли, после того как Москва объявила о сокращении объема поставок нефти в Минск и об усилении проверок белорусских молочных продуктов", - пишет британская Financial Times. Госкомпания "Транснефть" объявила о сокращении поставок нефти Белоруссии почти на четверть, сославшись на необходимость восстановления старого нефтепровода, а главный санитарный врач России Геннадий Онищенко заявил, что почти треть белорусских молочных продуктов больше не соответствует российским стандартам.

А в это время российский миллиардер Сулейман Керимов, главный акционер "Уралкалия", закончил переговоры о переуступке своего пакета акций компании - его фонд контролирует 21,7% в "Уралкалии". Как ранее отмечала американская Wall Street Journal, "...Если сделка поможет освободить этого человека, то он готов продать свою долю". По информации Wall Street Journal, среди претендентов на приобретение фигурировал ряд других российских олигархов, а также металлургический гигант "Норникель". В итоге, по данным "Газеты.ру", пакет Керимова в "Уралкалии" выкупил предприниматель Владимир Коган. Правда, до последнего момента ситуация оставалась неустойчивой, и сделка могла не состоятся. Существовала возможность, что Керимов будет отдален от компании без продажи доли, - добавляет Wall Street Journal.

В любом случае, Россия официально встала на сторону олигарха, и Генпрокуратура уже заявила, что отказывается выдать Керимова по запросу Интерпола. Причина здесь вовсе не в патриотизме в отношении российских граждан, а в том, что власти считают "Уралкалий" стратегически важным объектом, и не допустят, чтобы компания перешла под влияние иностранцев. Здесь патриотические, а точнее – "имперские" интересы российской власти, которая приветствует экспансию отечественных олигархов в экономики "братских республик". К примеру, на протяжении последних лет российский капитал продолжает скупать украинские активы. И в отличие от Белоруссии, ни украинские власти, ни местные бизнесмены не отваживаются поднять голос в защиту своих предприятий.

Тучные "нулевые" годы ознаменовались целой серией слияний, правда, вполне "дружественных", украинских и российских предприятий. Российская Evraz Group приобрела за 2,2 млрд долларов горно-металлургические активы украинской группы "Приват", депутат-единорос Вадим Варшавский приобрел донецкий металлургический завод ИСТИЛ, а хозяин WSR Дмитрий Босов – Херсонский нефтеперабатывающий комплекс. С Украиной "побратались" российский "Металлинвест" олигарха Алишера Усманова и Трубная металлургическая компания Дмитрия Пумпянского. На Украину смотрят Renova Виктора Вексельберга, "Интеррос" Владимира Потанина и "Северсталь" Алексея Мордашева.

Российский капитал в украинском банковском секторе с долей около 20% занимает первое место среди всех нерезидентов. Последним приобретением стала покупка финансовой группой "Веб-Инвест" (ТМ "КИТ Финанс") 90% акций днепропетровского "Радабанка". Сейчас на Украине действует девять российских банков, и с каждым годом доля российского капитала в украинской банковской системе будет увеличиваться. Выход на украинский рынок российского "Сбербанка", планы по развитию банковской группы ВТБ на Украине позволяют прогнозировать усиления влияния российского капитала.

Кроме того, следует учесть вероятность "закулисного" участия российского капитала в ряде сделок по покупке финансовых, промышленных и медиакомпаний на Украине. Таким примером могут быть последние приобретения Дмитрия Фирташа, который известен созданием в 2004 году совместно с "Газпромом" компании "РосУкрЭнерго" для осуществления транзита газа на Украину и в страны Евросоюза. Только за последние два года Фирташ потратил около 4 млрд долларов на новые активы и планирует инвестировать еще 7 млрд в развитие купленных компаний.

Как посоветовал своим соотечественникам бывший вице-премьер украинского правительства Борис Колесников, чтобы избежать таможенных и торговых войн, лучший способ – "идти в Россию, и становиться российскими компаниями". Так может и белорусским коллегам стоит прислушаться к его совету?

Атака на Таможенный союз

Российские эксперты в этом конфликте, как правило, оправдывают отечественных олигархов, видимо, тоже из соображений патриотизма, но есть и нестандартные мнения.

- На мой взгляд, конфликт между Белоруссией и Россией носит не экономический, и даже не политический характер – это попытка белорусских властей обуздать аппетиты российских олигархов, которые решили опробовать на территории "братской республики" привычные и давно полюбившиеся им методы рейдерского захвата чужого имущества, которые в целях политкорректности в деловой практике именуют "недружественным поглощением", - заявил "СП" старший экономист ИК "Риком – траст" Владислав Жуковский. - Судя по всему, обострение отношений между Россией и Белоруссией, которое усилиями российских чиновников, обслуживающих интересы крупного бизнеса, было доведено до торговых войн, спровоцировано именно нежеланием Лукашенко отдавать крупнейшего налогоплательщика Белоруссии в руки российских "эффективных частных собственников". Руководство Белоруссии, которому в 1990-е годы удалось не допустить разрушения научно-технического и производственного потенциала (в настоящий момент Белоруссия на пространстве СНГ демонстрирует лучшие производственные показатели по сравнению с 1991 годом), решило обуздать аппетиты российского олигархического капитала и не допустить рейдерского захвата крупнейшего в Белоруссии государственного предприятия. В Белоруссии просто не привыкли к тому хамству, наглости и беззаконию, с которым российские крупные бизнесмены действуют у себя дома.

"СП": -Поэтому Сулеймана Керимова сегодня разыскивает Интерпол?

- Стоит сказать, что Лукашенко недолюбливает Керимова достаточно давно. Здесь можно вспомнить интервью президента Белоруссии российским журналистам в октябре 2012 года, в котором он обвинил некого олигарха из России в попытке дачи взятки в размере пяти миллиардов долларов, чтобы тот согласился продать "Беларуськалий" за 10 млрд долларов. Однако Лукашенко заявил, что Белоруссия готова продать компанию как минимум за 30 млрд долларов. После этого Керимов применил безошибочную тактику поведения.

"СП": - Речь идет об атаке на белорусское предприятие?

- Если предположить, что все участники сторон действовали не "в состоянии аффекта", а вполне осознанно и разумно, то получается, что совместное предприятие с белорусами создано с целью постепенного отстранения "Беларуськалия" от крупных клиентов, замыкания финансовых потоков на "Уралкалий" и подготовки белорусской компании к недружественному поглощению. При этом налицо признаки инсайдерской торговли: кто-то из крупных акционеров "Уралкалия" был прекрасно осведомлен о том, что российская сторона пойдет на демарш и разорвет картельное соглашение с БКК. Потому что первая волна распродажи акций "Уралкалия" началась задолго до ареста его гендиректора - еще в первых числах июля, когда бумаги российской компании подешевели с 235 до 215 рублей за штуку. А уже затем, после задержания топ-менеджера "Уралкалия" и объявления в розыск Сулеймана Керимова, последовали две масштабные волны распродажи акций, когда капитализация компании упала на 7,8% и 25,5%. Однако то, что в России даже сегодня является вполне обыденной разновидностью конкурентной борьбы, в Белоруссии вызвало острое негодование и отторжение.

"СП": - Неужели никто не предполагал такой реакции Белоруссии и международного скандала?

- Складывается такое ощущение, что обострение отношений с Белоруссией было осознанным шагом. Судя по всему, на встрече с председателем правительства Белоруссии Михаилом Мясниковичем изначально планировалось, что "Уралкалий" откажется компенсировать убытки, понесенные "Беларуськалием" и государственным бюджетом Белоруссии от разрушения единой сбытовой политики и отстранения белорусов от крупных покупателей калия.Именно это решение Керимова и стало спусковым крючком для ареста Баумгертнера в аэропорту города Минска, когда он уже собирался вылететь в Москву. При этом удивительным образом на встречу с главой правительства Белоруссии не прилетели Сулейман Керимов и Александр Волошин. Согласно официальной версии, им не позволил рабочий график. Однако, принимая во внимание важность обсуждавшегося вопроса, сложно предположить, что у Волошина и Керимова могли быть более неотложные дела. Скорее всего, они прекрасно понимали, чем обернется неудачная попытка атаковать белорусское предприятие.

"СП": - А реакции российских властей никто не боялся?

- Керимов, в отличие от многих других олигархов, практически никогда не действует вслепую. Крайне сложно предположить, чтобы он рискнул пойти на открытый конфликт с "Беларуськалием", принадлежащим правительству "братской республики", и поставил под удар российско-белорусские отношения без санкции или хотя бы отмашки сверху. Вряд ли рискнул бы поставить под удар функционирование Таможенного Союза. Тем более что в качестве "куратора" "Уралкалия" поставлен не какой-то дилетант, а Александр Волошин – тяжеловес ельцинской эпохи. Судя по всему, здесь имеет место спланированная и подготовленная акция российских либералов во власти с целью срыва процесса реинтеграции на пространстве СНГ.

Это был удар по Таможенному союзу, который стал костью в горле не только у российских учеников Гайдара и Чубайса, но также создает лишнюю головную боль для США и Евросоюза, потенциально являясь фактором наращивания геоэкономического и геополитического влияния России. Как на Украине, где крупный сырьевой олигархический капитал, держащий активы в США и ЕС, и ищущий легитимизации на Западе, всеми силами блокирует процессии вступления в Таможенный Союз, так и в России есть крайне ангажированная группа лиц, которая искренне верит в то, что солнце встает в Вашингтоне и Брюсселе. Речь идет не только о коррумпированных чиновниках, но и о представителях олигархов. Для них Таможенный Союз является угрозой личному материальному благосостоянию, так как усиливает позиции отечественного, и ослабляет позиции транснационального капитала, который выступает в качестве источника доходов для российских либералов и "эффективных менеджеров".

"СП": - Отсюда и выступления российских властей в поддержку руководителя "Уралкалия"?

- Сложно себе представить, чтобы власти России подняли такую шумиху из-за любого другого топ-менеджера, будь он хоть трижды гражданином России. Однако когда речь зашла о близком к власти олигарху, вся государственная машина заработала на полную мощность, даже толком не разобравшись, имели ли место нарушения законодательства России. Это лишний раз доказывает, что коммерческие интересы крупного российского олигархического капитала по-прежнему довлеют не только над государственными интересами и стратегическими приоритетами, но и над здравым смыслом.

При этом весьма показательно, что президент Путин хранит молчание и не ввязывается в конфликт, демонстративно отказываясь комментировать арест руководителя "Уралкалия". Стоит отметить и заявление пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова, который в начале сентября ясно дал понять, что не следует поднимать панику и начинать торговые войны с Белоруссией, а надо разобраться в вопросе и понять степень вины руководства "Уралкалия". Это заявление "правой руки" Путина, вместе с прозвучавшей критикой инициативы Минэнерго сократить поставки нефти и нефтепродуктов в Белоруссию, говорит о том, что внутри российской власти назревает конфликт интересов.
Читайте полную версию на сайте