За «Булаву» спросят с производителей
О возврате какого количества ракет может идти речь, источник Известий не уточнил, ссылаясь на гостайну. Количество ракет "Булава", состоящих на вооружении ВМФ, еще никогда не называлось.
Как сообщил "Известиям" высокопоставленный источник в военно-промышленном комплексе, несколько групп, которые уже сформированы, в понедельник утром начнут одновременную проверку Московского института теплотехники (МИТ), который разработал "Булаву", Воткинского завода, который ее построил, и еще нескольких предприятий, изготовивших ключевые узлы и агрегаты ракеты.
— Если комиссия обнаружит нарушение технологии производства или ошибки организационного плана, ракеты "Булава" будут возвращены на завод для диагностики, а приемка других изделий завода — приостановлена до устранения недостатков, — пояснил собеседник "Известий".
Он добавил, что один из инициаторов проверки — министр обороны Сергей Шойгу. Комиссия должна завершить работу и представить свои выводы до 1 октября 2013 года.
Первый заместитель генерального директора Воткинского завода Сергей Проскурин сказал "Известиям", что на предприятии готовы к проверке:
— Мы готовы к любой комиссии. У нас были проверки после других неудачных пусков "Булавы", но вины Воткинского завода не было обнаружено ни разу. Мы собираем ракеты по конструкторско-технологической документации, уровень качества у нас достаточно высокий, этому есть подтверждения.
Проскурин добавил, что не знает о решениях Минобороны вернуть ракеты на завод, отметив, что поручить провести дополнительную проверку изделий военные могут.
Топ-менеджер Воткинского завода также заявил, что никаких указаний о приостановке производства или поставок Минобороны других типов продукции завода не было и производство ракет сейчас идет в плановом режиме. При этом он не стал называть причины неудачного полета ракеты: "Это должны сделать профессионалы, изучив все данные телеметрии".
По словам Сергея Проскурина, в состав комиссий обычно входят представители Минобороны, Военно-промышленной комиссии при правительстве, различных предприятий оборонно-промышленного комплекса страны, а также сотрудники научно-исследовательских институтов и ученые.
Главком ВМФ Виктор Чирков, возглавляющий комиссию по расследованию причин аварии "Булавы", сообщил "Известиям", что члены комиссии уже приступили к работе. Обсуждать график и задачи проверок предприятий он отказался, сославшись на закрытость данных.
Генеральный конструктор МИТа Юрий Соломонов, оставивший в 2009 году пост генерального директора института после пятого неудачного пуска "Булавы", также отказался комментировать предстоящую проверку. Его пресс-секретарь Александр Тумаков пояснил "Известиям", что "Юрий Семенович не хочет об этом говорить".
Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко считает, что главная ответственность за неудачный пуск лежит на Министерстве обороны:
— Как показали результаты расследования предыдущих неудачных пусков "Булавы", конструктивных недостатков у ракеты нет, конструктивно это изделие состоявшееся и законченное. Причина неудач — плавающая ошибка, которая связана с низким качеством производства. А низкое качество — из-за деградации кадрового потенциала и неправильной работы военной приемки. Если военпреды приняли некачественную ракету, это их недоработка. Поэтому главная проблема "Булавы", конечно, не производственная, а организационная.
Как уже сообщало ИА "Амител", неудачный пуск "Булавы" 6 сентября в Баренцевом море произвела вторая лодка проекта "Борей" — "Александр Невский". Это был первый пуск ракеты для новой лодки и девятый неудачный запуск для ракеты из прошедших 19. Производитель лодки ПО "Севмаш" поспешило объявить, что пусковой комплекс субмарины отработал штатно. Перед этим "Булаву" шесть раз запустили успешно, из них один раз в залповом режиме — две ракеты с интервалом в несколько секунд.