Белый дом заявил, что Россия не идет ни в какое сравнение с «исключительностью» США
Накануне, 12 сентября, пресс-секретарь президента США Джеймс Карни назвал несерьезным вопрос корреспондента ИТАР-ТАСС о том, считают ли себя Соединенные Штаты обязанными соблюдать нормы международного права. Спор на эту тему возник в четверг на регулярном брифинге для журналистов в Белом доме при обсуждении статьи президента России Владимира Путина в газете "Нью-Йорк таймс", - уточняет ИТАР-ТАСС.
Политический истэблишмент в Вашингтоне воспринял эту статью с обидой и негодованием, как попытку читать мораль Америке. В этом ключе расспрашивали Карни репортеры из президентского пула. Он в ответ утверждал, что, с точки зрения демократических прав и свобод, Россия не идет ни в какое сравнение с США, которые в этом отношении являются воистину исключительной страной.
По словам пресс-секретаря Белого дома, в ситуации, возникшей после выдвижения российской инициативы по химоружию в Сирии, главное вообще не это, а то, что президент РФ "президент Путин поручился своей репутацией в вопросе передачи химоружия Асада под международный контроль и в конечном счете его уничтожения". "Это важно, - подчеркнул Карни. - Россия является патроном и защитником Асада. И мир увидит, сможет ли Россия выполнить это обязательство".
В своей статье российский лидер оспаривает концепцию американской "исключительности", и именно это в первую очередь задело вашингтонскую элиту, что видно и по высказываниям Карни. Но концепция всеобщего равенства перед законом - едва ли не краеугольный камень всей американской демократии. Поэтому корр.ИТАР-ТАСС попросил пресс-секретаря Барака Обамы пояснить, считают ли в Вашингтоне всех равными перед действующим международным правом и относится ли это к США.
Вместо ответа Карни заговорил о том, что "Россия блокировала в Совете Безопасности ООН многочисленные резолюции об ответственности Асада", и о несогласии США с таким подходом.
А на просьбу четко сказать, "стоят ли США выше закона: да или нет", ответил: "Это вообще даже несерьезный вопрос". Но ни "да", ни "нет" при этом так и не произнес.
В статье президента России, в частности, говорилось: "Закон остаётся законом. Его исполнение обязательно всегда - независимо от того, нравится это кому-то или нет. Действующее международное право позволяет использовать силу только в двух случаях - либо при самообороне, либо по решению Совета Безопасности. Все остальное по Уставу ООН недопустимо и квалифицируется как агрессия".
Объявленный ранее президентом Обамой план удара по САР, от которого в Белом доме не отказываются и теперь, ни к одному из указанных двух случаев не относится.
Журналисты поинтересовались у Карни, читал ли сам Обама статью своего российского коллеги. "Президент много читает, в том числе и в "Нью-Йорк таймс", - ответил пресс- секретарь, пояснив, что дал отклик на публикацию от имени всего Белого дома "во главе с президентом".
Вопросы о личном доверии в отношениях между лидерами РФ и США пресс-секретарь сначала парировал ссылками на русскую пословицу "Доверяй, но проверяй". Затем на просьбу прокомментировать соответствующую выдержку из статьи в "Нью- Йорк таймс" он ответил: "Думаю, президент Обама сказал бы, что его разговоры с президентом Путиным, даже когда между нами нет совпадения взглядов, всегда были прямыми и конструктивными, что каждый из лидеров ясно излагал свою точку зрения".
Пресс-секретаря спросили также, кто сейчас "дипломатически рулит" процессом урегулирования в Сирии. Он отвечал, что руководители внешнеполитических ведомств обеих стран работают рука об руку.
Карни "поделил" и возможные миротворческие лавры - в том случае, если нынешняя инициатива увенчается успехом. При подобном исходе "заслуга будет принадлежать и россиянам, и всем, кто участвует в данном процессе", - сказал он.
Ранее ИА "Амител" сообщало, что 12 сентября американская газета New York Times опубликовала статью президента РФ Владимира Путина, в которой тот заявил, что планируемый удар США по Сирии может вывести конфликт за пределы сирийской территории и вызвать новую волну терроризма.