Сто лет назад с петли Нестерова начался высший пилотаж в авиации

Мир тесен".

Потомственный военный Петр Нестеров, вошедший в мировую историю как основоположник высшего пилотажа в авиации, сначала вовсе не был летчиком. Нижегородец окончил Михайловское артиллерийское училище и служил во Владивостоке в 9-й Восточно-Сибирской стрелковой артиллерийской бригаде – по специальности.

Через нее, специальность артиллериста, он и приблизился к авиации – чтоб не  скучать, разработал правила корректирования стрельбы из аэростата.

Воздухоплавание и авиации в начале 20-го века были увлечением модным, уделом аристократов духа – и в то же время открытым для энтузиастов. Самолеты и обучение пилотированию еще не стоили миллионы: 25-летний Нестеров за один 1912 год стал военным летчиком и полетел. За неполный 1913 год он добавил к своему образованию курс авиационного отдела Офицерской воздухоплавательной школы в Гатчине и уже в мае был назначен служить в авиаотряде в Киеве.

Русский военный лётчик, основоположник высшего пилотажа Петр Николаевич Нестеров (1887–1914). Впервые ввёл крены на вираже, в том числе и "Мертвую петлю". Погиб в воздушном бою, впервые применив таран. © РИА Новости

Перед Киевом военный летчик Нестеров постажировался в Варшаве летать на французских "Ньюпорах", только принятых на вооружение в российской армии. На этом аппарате он позже и влетит в историю авиации.

Для минимально добросовестного отчета о деятельности Петра Николаевича Нестерова стоит хотя бы через запятую перечислить его упражнения на авиапоприще: в 1910 году, ещё будучи артиллеристом, Нестеров построил планер и летал на нём; на основе изучения полета птиц он разработал проект оригинального самолёта без вертикального оперения (и воплотил его, раскурочив серийный „Ньюпор-4“ на киевском аэродроме); разработал исследовательскую конструкцию семицилиндрового двигателя мощностью 120 л. с. с воздушным охлаждением; занимался строительством одноместного скоростного самолёта, закончить который помешала война.

Русские солдаты осматривают обломки „Альбатроса“, тараненного П.Н.Нестеровым 26 августа 1914 года.

Пилот с глубокими знаниями в математике и механике, Нестеров теоретически обосновал возможность выполнения глубоких виражей. „Википедия“ сообщает нам, что в своей работе о „взаимодействии руля глубины и направления при значительных углах крена“ он впервые доказал, что во время выполнения виражей с креном больше 45 градусов происходит изменение в работе руля: руль высоты выполняет функции руля направления, а руль направления — руля высоты.

Когда Нестерова назначили командиром отряда, он ввёл обучение полётам с глубокими виражами и посадку с отключенным двигателем на заранее намеченную площадку. Киносъемка в полете, перелеты на скорость (Киев – Гатчина за какие-то 9 с половиной часов!), ночные полеты, взаимодействие авиации с наземными войсками, ведение воздушного боя – предметы интереса русского военного летчика Нестерова.

Идею исполнения мертвой вертикальной петли Нестеров доказал теоретически еще будучи учеником отряда в Гатчине.

„Я еще не успел вполне закончить теоретической разработки этого вопроса когда узнал, что „мертвую петлю“ готовится совершить и французский авиатор Пегу. Тогда я бросил теоретические расчеты и решил рискнуть. Совершить „мертвую петлю“ было для меня вопросом самолюбия, — ведь более полугода я исследовал этот вопрос на бумаге“, — рассказывал впоследствии Нестеров.

Плакат „Подвиг Нестерова“.

Он сделал замкнутую петлю в вертикальной плоскости над Сырецком военном аэродромом в Киеве 27-го августа 1913 года по старому стилю в 6 часов 15 минут вечера на самолёте „Ньюпор-4“ без специальных приспособлений с двигателем „Гном“ в 70 л. с.  – и этим манёвром положил начало высшему пилотажу в авиации.

Согласно протоколу спортивного комиссара киевского общества воздухоплавания, лётчик на высоте 800–1000 метров выключил мотор и начал пикировать. На высоте около 600 метров включил мотор, поднял самолет вверх, описал вертикальную петлю и пошёл в пике. Мотор снова выключил, выровнял самолёт и, спускаясь по плавной спирали, благополучно приземлился.

Спустя шесть дней это повторил француз Адольф Пегу.

Новый опыт принесла Первая мировая война: воздушную разведка, первые в России бомбометания – столь эффективные, что австрийское командование пообещало крупную денежную награду тому, кто собьёт аэроплан Нестерова.

Пленные рассказывали, что во время воздушных разведок русских авиаторов австрийцы всегда безошибочно определяли, каким аппаратом управлял Нестеров.

"Das ist Nesteroff!" — указывали австрийцы, когда показывался аэроплан-птица, красиво и вольно паривший в воздухе.

После 28 боевых вылетов 27-летний штабс-капитан Пётр Николаевич Нестеров совершил свой последний подвиг – на своем легком „Моране“ протаранил тяжелый „Альбатрос“, в котором находились пилот Франц Малина и пилот-наблюдатель барон Фридрих фон Розенталь, которые вели воздушную разведку передвижения русских войск. Тогдашние самолеты не несли пулеметов и пушек, летчики разбирались друг с другом при помощи револьверов и карабинов. Нестеров попробовал таран. Погибли все…

„Какое счастье жить, какое наслаждение дышать, летать и двигаться!“, — говорил друзьям летчик Нестеров.

Город Жолква, у которого великий летчик совершил свой подвиг, находится в нынешней Львовской области Украины. С 1952 по 1992 годы он назывался Нестеров, там был мемориал: памятник с мёртвой петлей, заканчивающейся взлётом вверх реактивного самолёта и небольшой музей. В 1990-е годы музей был заброшен и разграблен.



Читайте полную версию на сайте