Под шипованные шины подведут научную базу
Росавтодор заинтересовался вопросом воздействия шипованных шин на дорожное покрытие. Федеральное агентство собирается заказать исследование, которое выявит все плюсы и минусы от применения шипованной авторезины. По результатам исследования будут приняты серьезные решения общероссийского масштаба — созданы регламенты использования зимней авторезины, проведена корректировка технологии дорожного строительства и др. Об этом пишут Известия.
После дорожного коллапса на трассе М-10 Москва – Санкт-Петербург в декабре 2012 года в правительстве обсуждался вопрос введения регламента обязательного применения зимней авторезины в России — проработать этот вопрос поручил Минтрансу Дмитрий Медведев.
Как рассказали "Известиям" в Росавтодоре, в России исследования по этим вопросам не проводились уже порядка 20 лет, хотя по некоторым смежным темам работы велись.
— В последние годы резко возросла интенсивность движения, а вместе с ней усилился износ дорожного покрытия, — рассказывают специалисты Росавтодора. — Шипованные зимние шины значительно усиливают этот износ, но, с другой стороны, укорачивают тормозной путь на покрытой снегом или льдом дороге, что повышает безопасность движения.
В результате проведения научных исследований Росавтодор надеется получить оценку эффективности применения шипованных шин и цепей противоскольжения в различных регионах России с учетом особенностей формирования дорожной аварийности и продолжительности зимнего периода, обоснование для различных регионов страны периодов, в которые применение шипов и цепей обеспечит наибольшую безопасность, и предложения по совершенствованию нормативных актов, устанавливающих порядок и правила их эксплуатации. Также подрядчик должен будет разработать предложения по изменениям в законодательство, способствующим сохранности покрытия автомобильных дорог в условиях применения шипованной резины и цепей.
Как рассказали "Известиям" в МАДИ, в Европе неоднократно проводились исследования по влиянию шипов на дорожное покрытие. По результатам, которые были получены норвежскими исследователями в 1996 году, шипованные шины в Норвегии в то время стирали порядка 140 тыс. т асфальтобетонного покрытия ежегодно. В среднем, по их подсчетам, легковой автомобиль стирает 20–30 г асфальта на 1 км пробега, а грузовой — до 300 г.
В результате исследований "Дорсервиса", проводившихся в Санкт-Петербурге в 2011 году, было выяснено, что в Санкт-Петербурге колейность на дорогах на 90% является результатом воздействия шипов, а в среднем наличие шипов увеличивает скорость износа асфальта в два раза (при скоростях от 90 до 110 км/ч). Для Санкт-Петербурга расчеты дают порядка 168 тыс. т стертого асфальта ежегодно и ущерб около $35 млн.
Как рассказал "Известиям" президент СРО НП дорожных проектных организаций "РОДОС" Олег Скворцов, исследования по этой теме в России, конечно, проводились, но они были разрозненными, цели при их проведении ставились разные.
— Проблема же должна решаться комплексно. И решаться не только с точки зрения безопасности дорожного движения, но и с точки зрения экономики, — рассказывает Скворцов. — Так, например, во многих странах при использовании шипованной резины ограничивают скорость движения, поскольку при увеличении скорости износ дорожного покрытия возрастает.
По мнению директора Института экономики транспорта и транспортной политики Михаила Блинкина, регламент применения шипованной резины, который готовят в Росавтодоре, жизненно необходим.
— Это хорошо, что Росавтодор занялся этим вопросом. Мы недавно занимались этой темой в нашем институте, правда, применительно к Москве. Так вот, за год автомобилями в Москве стирается примерно 400 тыс. т дорожного покрытия. И город всем этим дышит, — рассказывает Михаил Блинкин. — Во многих странах применение шипованной резины строго регламентировано, а в крупных городах она вообще запрещена. Просто вместо этого нормально чистят дороги.
При нормальном содержании дорог шипы не понадобятся, уверен Михаил Блинкин.
Как сообщили "Известиям" в компании Michelin, входящей в тройку крупнейших мировых производителей автомобильных шин, эффективность использования шипованных шин, а также их влияние на дорожное полотно и окружающую среду зависят от многих факторов: температуры и влажности воздуха в течение суток, скоростного режима, качества покрытия, поведения водителей и т.д.
— Вступающий в силу с 2015 года технический регламент "О безопасности колесных транспортных средств" Таможенного союза уже запрещает использование шипованных шин в течение как минимум трех летних месяцев, — рассказывает директор по коммуникациям Michelin в России и СНГ Надежда Арзуманян. — Компания Michelin участвовала в обсуждении введения аналогичных поправок также и в российский технический регламент. Учитывая опыт скандинавских стран, где уже принят регламент, по которому количество шипов на 1 м поверхности протектора ограничено и не должно превышать 50, технический регламент Таможенного союза также вводит ограничения на количество шипов на погонный метр (60) и вес шипов с 2015 года. Кроме того, будет введен норматив и по выступу шипа (1,2 мм ± 0,3 мм). Эти требования во многом призваны снизить воздействие шипов на дорожное покрытие (повреждение покрытия и выброс микрочастиц при износе дороги).
— Законодательно как в Европе, так и в России (регламент Таможенного союза) введены ограничения по количеству, массе и вылету шипов (уровню выступания шипов из шины). В большинстве своем такие требования обусловлены необходимостью уменьшения воздействия шипуемых шин на дорогу и на экологию. В ряде стран Европейского союза также определены временные периоды использования шипов, с ограничением их использования в летние месяцы. В настоящий момент наблюдаются общие тенденции в новых шипуемых продуктах шинных производителей — снижение массы шипов и их количества на шине, — говорит директор научно-технического центра "Интайр" (исследовательское подразделение "Кордианта" — одного из крупнейших отечественных шинных производителей) Дмитрий Голубев. — Несмотря на то что у каждой страны существуют собственные требования, тем не менее наблюдается тенденция к принятию наиболее жестких скандинавских требований, в которых кроме названных показателей также регламентируется и максимальное усилие (сила прокола) шипа на дорогу.
— Применение цепей на зимних шинах не является достойной альтернативой шипам противоскольжения, так как цепи невозможно использовать в постоянном режиме. Их использование целесообразно только в особо тяжелых дорожных условиях, например при подъеме по обледеневшему или заснеженному склону. Идеальными легковыми шинами для условий снежной и морозной зимы, периодически сопровождаемой оттепелями, гололедицей, снежной кашей и укатанным снегом, являются зимние шипованные шины, — уверены в финской компании Nokian Tyres, которая лидирует в России в сегменте зимних шин.
Техрегламент "О безопасности колесных транспортных средств Российской Федерации", действующий в настоящее время, не содержит детализированных требований к шипованным шинам и шипам, сетуют в Nokian. Однако эксперты Nokian не считают необходимым вводить отдельный регламент по шинам, так как техрегламент "О безопасности колесных транспортных средств Таможенного союза" в полной мере описывает требования к ним.