Барак Обама предпочел Путину правозащитников и лидеров секс-меньшинств
Президент США Барак Обама намерен встретиться "на полях" саммита G20 в Санкт-Петербурге с российскими правозащитниками и представителями ЛГБТ-сообществ. Дата встречи пока окончательно не определена, как и не определен состав участников. Сначала о своем согласии пообщаться с Обамой в одном из питерских отелей изъявили желание лидеры таких правозащитных организаций, как "Агора", "За права человека", "Гражданское содействие", Московская Хельсинкская группа и "Голос". От борцов за права секс-меньшинств жаждали встречи организации "Выход" и "Российская ЛГБТ-сеть". Об этом пишет СП.
Однако потом ветераны российского правозащитного движения - Людмила Алексеева, Лев Пономарев и Светлана Ганнушкинаотказались от предложения. Озвученная причина – постоянные переносы даты встречи.
- Они несколько раз переносили все это дело: то пятого, то шестого сентября, потом наоборот, потом опять - то пятого, то шестого. Поскольку это другой город и это связано с билетами и переносами всяких других дел, мы извинились и сказали, что не поедем, - сообщила "Интерфаксу" глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.
Алексеева также сказала, что по этой же причине вряд ли кто из московских правозащитников сможет принять участие в диалоге с американской стороной. Вся надежда – на организации Санкт-Петербурга.
Напомним, что ранее Барак Обама отказался от встречи с Владимиром Путиным и на саммите в Москве, и "на полях" G20. Это решение последовало сразу после того, как Россия предоставила убежище беглому аналитику ЦРУ Эдварду Сноудену после его долгих "каникул" в нейтральной зоне аэропорта Шереметьево. Плюс - накал страстей вокруг Сирии. А споров вокруг грядущей ракетной атаки на союзника России на саммите "Большой двадцатки" не избежать. И при всех возникших противоречиях и правозащитники заявляют, что принимают международную поддержку, пусть "даже если от нее не будет эффекта".
Но одно дело, когда проблемы - внутри страны. Когда уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин подает жалобу в Конституционный суд на закон об НКО. Когда члены президентского Совета по правам человека считают расплывчатыми и юридически некорректными формулировки закона об НКО. Когда представители секс-меньшинств голосят (назвать по это по-другому не получается) об ущемлении своих конституционных прав и "беспрецедентном давлении". Но совсем другое дело, когда проблемы выносятся "из избы", да еще на фоне прямой агрессии США.
Большинство россиян уверены в том, что Россия не должна "сдавать" Сирию, а тем более - поддерживать американцев в их стремлении разнести в пух и прах режим Асада. Корректно и патриотично ли со стороны правозащитников принимать в таких условиях предложение о встрече с американским президентом?
- Встречались бы "Наши" или "Молодая гвардия", которые финансируются из бюджета, то это да, нонсенс, - рассуждает директор Агентства прикладной и региональной политики Владимир Хомяков. - А правозащитникам плевать, их пригласили – они встречаются. У нас что, все строем должны ходить – куда Путин туда и побежали? Встречаются, имеют право, ровно, как и эти "голубые", "розовые" и какие еще там бывают…
Ассоциация "Голос" не будет принимать участие во встрече с американским президентом из-за загруженности перед предстоящими выборами. Однако заместитель исполнительного директора ассоциации Григорий Мелконьянц говорит, что "нет никаких препятствий, чтобы не встречаться с партнерами России".
- Мы же не закрытая страна! – выражает свою позицию Мелконьянц. - Вопрос, что такие встречи могут обставляться нашими российскими организациями с целью каких-то пропагандистских акций. Насколько я знаю, американцы, когда приезжают в разные страны, традиционно встречаются с представителями власти и гражданского общества, чтобы вникнуть в разные позиции, выслушать отличные друг от друга мнения, чтобы понять – что же на самом деле происходит в стране? Правозащитникам скрывать нечего, тем более, что они никогда на подобных встречах ничего нового не говорят.
Руководитель Санкт-петербургского ЛГБТ-организации "Выход" Анна Анисимова говорит, что если бы представителей альтернативной сексуальной ориентации пригласил бы на встречу не Барак Обама, а Владимир Путин, то "событие было бы крупнее, и они бы пошли на нее с большим удовольствием".
- Мы в политику не лезем, но, безусловно, понимаем всю сложность ситуации, которая сейчас сложилась. Тем не менее, если наш президент заявляет, что дискриминации ЛГБТ-сообщества в России не существует, то мы готовы и к такой встрече. В данном случае, нас поставили в такое положение, что мы готовы говорить, с кем угодно.
"СП": - И о чем расскажете президенту Америки?
- О положении ЛГБТ-сообщества в России. О той атмосфере нетерпимости, которая есть. Это совершенно замалчивается, и вдобавок принимаются гомофобные законы, которые на практике не имеют применения, а действуют как легализация ненависти к ЛГБТ.
"СП": - Чем, по вашему мнению, американский президент мог бы вам помочь?
- Это не вопрос помощи, а значимости информации. И если о таких вещах будут говорить главы государства, пусть пока и не в нашей стране, то наверное, это тоже хороший показатель важности вопроса.
Политолог Дмитрий Орешкин уверен, что представители альтернативной сексуальной ориентации – такие же налогоплательщики, как и любые другие россияне, поэтому имеют равные со всеми права.
- На вопрос этично ли и патриотично правозащитниками или секс-меньшинствам принимать предложение о встрече с Обамой, отказавшегося от переговоров с Путиным, думаю ответ на поверхности… Скажите, а этично и законно пришел к власти Путин? Неужели вы верите в то, что на Кавказе за него проголосовало 99 процентов населения? А Обама волен встречаться с кем хочет.
Однако сопредседатель движения "Народный Собор" Владимир Хомяков справедливо замечает, что отказываясь от встречи с президентом России на саммитах в Москве и в Санкт-Петербурге, Обама поступает так не лично из-за неприязни к Путину, а из-за принципиальной позиции страны по ряду важных вопросов.
- К так называемым представителям гражданского общества и секс-меньшинств вообще сложно применить слово патриотизм. Когда был принят закон об "иностранных агентах", то вдруг выяснилось, что чуть ли не все подобные НКО живут на деньги из-за рубежа. В условиях той политики, которую сегодня ведет США, такое приглашение стоит расценивать так: хозяин позвал, и его подопечные прибежали. Конечно, Обаме не выгоден тот внешнеполитический курс, который выдерживает Москва. Вот Сирия. Мы до последнего ее не сдаем, потому что это наш союзник. Мало того, надо понимать, что это стратегический объект и для нас, ведь отстаивая позиции Сирии, мы защищаем себя. Сейчас на стороне противников Асада воюют чеченские боевики. Более того, когда начала вскрываться ситуация с московскими рынками, то помимо гастарбайтеров из Средней Азии, которые действительно приезжают к нам на заработки, в столице вдруг оказалось и много сирийцев. И совсем не мирных, а оппозиционеров, с экстремисткой литературой, готовых к действиям здесь, в нашей стране. Поэтому сейчас надо занимать жесткую позицию, чтобы жалеть не пришлось потом…
Перед смертью ясновидящая Ванга предсказывала, что мир будет сохраняться до тех пор, пока "Сирия не пала…". Сегодня её слова наполняются особым смыслом. И в этом надо отдавать себе отчет.