В Кремле признались, что не умеют тратить деньги

Отказавшись от создания Росфинагентства, чиновники расписались в своем бессилии, - об этом пишет Андрей Кузин на КМ.Ру

Когда хотят сказать, что большие усилия привели к мизерному результату, говорят: "Гора родила мышь!" А что можно сказать, когда после долгих и мучительных потуг гора вообще ничего не родила? Только развести руками...

В ходе своего Бюджетного послания Владимир Путин был вынужден признать, что все попытки создать Росфинагентство, которое могло бы взять на себя эффективное управление Резервным фондом и Фондом национального благосостояния, общий объем которых составляет около 5 триллионов рублей, пока не увенчались успехом.

"Попытка реализации этой идеи выявила наличие многих нерешенных проблем. Необходимо рассмотреть альтернативные механизмы повышения эффективности управления средствами указанных фондов", – заявил президент.

Новая структура должна была управлять государственным долгом и инвестировать огромные средства от нефтяных и газовых сверхдоходов в перспективные проекты, в том числе и за рубежом. Идею ее создания четыре года назад впервые высказал тогдашний министр финансов РФ Алексей Кудрин. На заседаниях правительства и Госдумы он лоббировал необходимость появления Росфинагентства в виде еще одной госкорпорации. Депутаты даже приняли соответствующий законопроект в первом чтении.

Правда, некоторые эксперты сразу заподозрили, что Минфин просто захотел получить больше управленческой власти, а также средства фондов, которыми формально распоряжается Центробанк. Поэтому и родилась идея создания агентства, подчинявшегося финансовому ведомству.

Время для появления нового финансового органа тоже было выбрано не очень удачно. Президент Дмитрий Медведев тогда объявил войну многочисленным госкорпорациям, как не самым эффективным юридическим и управленческим формам, и даже хотел извести их вовсе. А депутаты ко второму чтению и вовсе заподозрили, что деньги будут банально разворованы. Что тоже вполне похоже на правду.

Чиновники других ведомств, которым стоило большого труда отделаться от швейцарской компании Noga, гонявшейся за российскими активами по всему свету, говорили о возможности ареста и конфискации инвестированных за рубежом средств.

Так и шла эта тяжба, пока не выяснилось, что нужда в детище Кудрина отпала совсем. Экономические прогнозы на ближайшую перспективу – один мрачнее другого: доходы сокращаются, а расходы, за счет необходимости непременного исполнения майских указов президента, растут. Отчеты госкомпаний тоже не блещут результатами и оптимизмом. Выходит, что и инвестировать нечего, лишь бы с обязательствами и долгами рассчитаться.

Однако пресс-секретарь президента Дмитрий Песков говорит, что окончательное решение о судьбе Росфинагентства еще не принято.

В редакционной статье газета "Ведомости" сообщает, что для России возможность откладывать сверхдоходы от нефти и газа закончилась. Теперь власти самого высокого уровня признают: дела в экономике идут плохо и пришла пора разбить копилку. В этих условиях берет верх позиция главы Минэкономразвития Андрея Белоусова, который считает, что правительство должно использовать средства Фонда национального благосостояния для развития инфраструктуры внутри страны. А заниматься этим должен Центробанк. Он и сейчас имеет такие полномочия, но в будущем должен делать это более активно и эффективно.

Журнал Forbes высказал свою версию отказа российских властей от создания Росфинагентства. Издание считает, что главной причиной такого решения стала боязнь ареста российских активов за рубежом в результате судебных решений. Этого могут добиться, например, бывшие менеджеры ЮКОСа или любавические хасиды, требующие возврата библиотеки Шнеерсона.

Бывшие управленцы, акционеры и кредиторы ЮКОСа хотят доказать, что частный концерн подвергся разорению по политическим соображениям. Они в Европейском суде требуют от России компенсации в размере 98 миллиардов долларов.

Хасидская община в Америке в начале 2013 года добилась решения Федерального суда США о том, что Россия должна ежедневно выплачивать по 50 000 долларов штрафа, пока не вернет уникальные книги и документы. Исполнение этого решения российским властям удалось опротестовать, но нехороший прецедент уже есть.

"Если бы размещением средств за границей занималось бюджетное учреждение, каковым Росфинагентство хотели сделать депутаты, арестовать их было бы проще", – сообщил Forbes бывший начальник отдела международных финансовых рынков Минфина Олег Буклемишев. Международная практика по-разному толкует, на какие именно государственные средства могут быть наложены аресты по частным искам. Но этот вопрос очень актуален у юристов, занимающихся зарубежными активами.

Главный экономист АФК "Система" Евгений Надоршин пояснил KM.RU, что риск потерять активы существует в любом случае. Но главное в другом необходимости передачи функций управления средствами государственных фондов не было:

– Эта часть функционала интересна многим, поскольку означает доступ к управлению ресурсами. Чтобы вкладывать деньги в национальную инфраструктуру, не обязательно нагружать Росфинагентство функциями по управлению всеми средствами фондов. Например, часть средств ФНБ в последнее время по потребности передавали "Внешэкономбанку" для тех или иных действий. Ничего не мешает делать так и в дальнейшем. При этом основная часть средств фондов может управляться в прежнем режиме.

Другие специалисты сожалеют, что Росфинагентству так и не удалось пока появиться на свет. По мнению главного экономиста HSBC Александра Морозова, новая структура могла бы стать хорошим инструментом для повышения доходности: "Нужно диверсифицировать портфель ФНБ. Это очень рискованная деятельность, и только профессионалы с рынка, а не чиновники смогут это сделать". 

Старший аналитик компании "Альпари" Дарья Желаннова полагает, что причину неудачи следует искать в неумении чиновников найти общий язык. 

"Отказ от идеи создания Росфинагентства объясняется тем, что "создателям" не удалось договориться между собой и выбрать вариант в первую очередь относительно полномочий и ответственности, который устроил бы максимальное количество вовлеченных. Вложение средств в инфраструктуру нашей страны в принципе правильно, однако здесь стоит вопрос рентабельности и рисков", – заявила Желаннова.

Бывший заместитель министра финансов Алексей Саватюгин предсказывает, что после передачи Центробанку всех полномочий по управлению ФНБ прозрачности в расходовании средств не прибавится, поскольку сотрудники ЦБ не подчиняются закону о госслужащих. Саватюгин считает, что не удастся избежать конфликта интересов. Поскольку Центробанк регулирует рынок ценных бумаг, туда и будут инвестироваться средства фондов.

Словом, с большой долей вероятности можно предположить, что светлое будущее наступит не завтра и все возвращается на круги своя. Высокий инфляционный фактор, неэффективность управленческих институтов, отсутствие конкуренции и наличие коррупции. С тем и идем по жизни...

Источник: КМ.Ру
 

Читайте полную версию на сайте