«Воентелеком» сорвал гособоронзаказ
Крупнейший поставщик услуг связи и ремонта техники связи Минобороны — ОАО "Воентелеком" — оказался на грани срыва гособоронзаказа. Как сообщил "Известиям" директор "Воентелекома" Александр Давыдов, назначенный на эту должность около полугода назад, сейчас заводы компании выполнили менее 20% работ, определенных на 2012-й и 2013-й годы по госконтракту до 2014-го года. Об этом пишут Известия.
— В феврале, когда я принимал дела, аудиторы зафиксировали исполнение ГОЗа по актам на уровне 5–7%. С учетом объемов, которые перешли к нам из 2012 года, общий объем еще не выполненных работ за прошедшие полтора года сейчас составляет более 80%. При этом сейчас динамика выполнения работ превосходит прошлогоднюю, — пояснил Давыдов "Известиям".
По его словам, главная причина этой ситуации — в заведомо невыполнимых контрактах, заключенных во времена Анатолия Сердюкова прежним руководством ОАО "Спецремонт", по кооперации с которым "Воентелекома" выполняет ремонт техники.
— Условия контракта загоняют в такую бюрократическую трясину, что его никто выполнить не сможет. Допустим, чтобы сдать работу, после того как мы провели обслуживание или ремонт, нам надо дождаться военного представителя, который едет на завод за 7 тыс. км, иногда раз в три месяца, хотя в контракте прописано его присутствие на каждом этапе работ — например, после дефектовки мы не можем продолжить работу, пока военпред ее не подтвердит. Физически военные не могут это всё обеспечить. Также проблемы есть с доверенностями. Мы не можем зайти в воинскую часть, где расположена техника, поскольку не имеем на это юридического права. Это всё просто недопустимо, так как мы простаиваем огромное количество времени, — привел пример Давыдов.
Кроме того, по его словам, 4,6 млрд рублей, перечисленных из Минобороны, было потрачено неизвестно куда, сейчас их ищет прокуратура.
Однако ряд руководителей филиалов "Воентелекома", уволенных после прихода Давыдова, считают, что плачевное положение дел в компании — результат непрофессионализма нового руководителя.
— Я как директор филиала ни разу не смог попасть на прием к гендиректору за полгода, хотя нахожусь в Москве и дважды подавал заявку. Мне отвечали, что "в этом нет необходимости". А что говорить про тех, кто в Мурманске, во Владивостоке. Где это видано, такое руководство. Из-за такого отношения люди стали массово увольняться, — рассказал "Известиям" Илья Орлов экс-директор филиала "Воентелекома" — 403-го Центрального ремонтного завода средств связи, уволившийся 22 июля.
Директора шести филиалов "Воентелекома" 3 июля направили письмо министру обороны Сергею Шойгу с просьбой "провести проверку деятельности нового руководства ОАО "Воентелеком".
"Своим бездействием и некомпетентностью [новое руководство] полностью сорвало выполнение государственных контрактов и ведет ОАО "Воентелеком" к преднамеренному банкротству", — говорится в письме, копия которого есть в распоряжении "Известий".
В нем, в частности, указывается, что в 2013 году кончились запчасти для ремонта техники, а в "Воентелекоме" прошли "массовые кадровые чистки".
Александр Давыдов назвал письмо местью со стороны уволенных за неэффективность менеджеров, которые довели компанию до такой ситуации.
— Комплектующие господа предприниматели собрали со складов и передали своим аффилированным фирмам, а потом взяли и снова продали "Воентелекому". Таких фактов более чем предостаточно, — привел пример Давыдов.
Сейчас в Минобороны пытаются не допустить срыва ГОЗа и обеспечить выполнение ремонта техники связи хотя бы в 2014-м году. Для этого по поручению министра идет работа по упрощению процедуры приемки работ и разрабатываются дополнительные соглашения к контракту.
По данным управления пресс-службы и информации Минобороны, ситуацию с "Воентелекомом" под личный контроль взял министр обороны Сергей Шойгу.
— В настоящее время ведомство совместно с новым руководством "Воентелекома" реализует комплекс мероприятий по совершенствованию и оптимизации механизмов взаимодействия департамента Минобороны России по обеспечению государственного оборонного заказа, управления военных представительств Минобороны (военной приемки) и региональной сети "Воентелекома" в целях обеспечения ритмичного выполнения контрактов по линии государственного оборонного заказа, — сообщили "Известиям" в управлении пресс-службы и информации Минобороны.
По словам Давыдова, пересмотром контрактных условий с Минобороны "Военторг" занимается с апреля 2013 года и сейчас находится "на финишной прямой".
— Тут очень важно, что у всех настрой позитивный, все понимают эту проблему. Есть и программа, как выходить [из кризиса], было даже предложение разорвать и перезаключить контракт на новых условиях, не знаю, найдет ли оно отражение. Мы предлагали это Минобороны, но оно еще думает, — пояснил Давыдов.
Директор ОАО "Спецремонт", который является исполнителем контракта на ремонт техники связи и заказчиком работ "Воентелекома", Николай Синельников, пояснил "Известиям", что речь идет о пересмотре "одного большого сервисного контракта на обслуживание техники", который был заключен при непосредственном участии Анатолия Сердюкова.
— Там проблем масса, поскольку контракт заключался в приказном порядке и в условиях, когда к этому не были подготовлены ни Вооруженные cилы, ни промышленность. Поэтому сейчас мы постоянно в него вносим какие-то коррективы и уточнения, в том числе в части приемки, потому что там очень сложная система приемки и порой практически невыполнимые условия стоят. Военные пока идут нам навстречу, в том числе в сентябре должно выйти серьезное допсоглашение, которое облегчит нам жизнь и позволит начать сдавать работу. Это помимо проблемы запчастей, — пояснил Синельников.
Он добавил, что одним из решений проблем ремонта техники может стать возрождение ремонтных подразделений, которые будут осуществлять мелкий ремонт и обслуживание техники силами армии.
— Мелкий ремонт, элементарные операции, — например, масло поменять — конечно, должны совершать сами военные, экипажи, потому что, во-первых, ни одно предприятие не осилит менять масло во всей технике в армии, а во-вторых, это будет дороже, чем своими силами, — пояснил глава "Спецремонта".
По его словам, ремонтные подразделения начнут действовать в армии уже с 2014 года и это снимет с ремонтных предприятий основную проблему — мелкий ремонт. Вопрос с запчастями, по его словам, будет решаться за счет возобновления производства деталей, необходимых для техники, которую Минобороны продолжит эксплуатировать еще как минимум несколько лет.
— Единственное, мы ждем окончательный список от военных, какая техника еще будет использоваться и как долго, потому что идет перевооружение, а поставить на производство даже элементарную запчасть — это достаточно большие трудозатраты и это нецелесообразно, например, если техника будет снята с вооружения через три года. Поэтому мы сейчас ждем такой список, после чего в течение 3–4 месяцев наладим производство комплектующих, которые будут необходимы, — добавил Синельников.
В то же время экс-исполнительный директор "Воентелекома" Вячеслав Лозинский уверен, что, прежде чем предпринимать какие-то шаги по выводу предприятия из кризиса, руководство Минобороны должно решить, нужно ли возрождать "Воентелеком" или лучше его перпрофилировать.
— Если собственник решит реанимировать органы технического обеспечения армии, которые были (до Сердюкова. — "Известия"), тогда необходимо постепенно сворачивать "Воентелеком" определяя ему какую-то узкую задачу. Если всё будет оставлено как при прежнем министре, тогда необходимо реанимировать созданную им систему: спланировать работу, определить задачу и бюджет. Лично я считаю, что самой правильной позицией был бы симбиоз, когда на аутсорсинг выводятся только крупный ремонт и ряд сопутствующих задач — например, подготовка военнослужащих, обеспечивающих мелкий ремонт и обслуживание техники, — пояснил Лозинский.
Он подчеркнул, что ремонтировать технику должны не заводы-изготовители, а специальные ремонтные заводы, поскольку ремонтная отрасль отстает от промышленного производства на несколько технических поколений.