Киприоты привыкают жить без банковской системы, что ухудшает экономику страны

Предприятия Кипра, от мелких до крупнейших, привыкают обходиться наличными средствами — депозиты на острове остаются замороженными уже почти полгода. Ограничения на движение капитала уничтожили доверие к банковской системе страны и ухудшили состояние экономики. Об этом пишет Газета.Ру.

Кипрская экономика приучается жить без "кровеносной системы". Более пяти месяцев прошло с тех пор, как в стране были введены ограничения на движение капитала, но около 90% депозитов в Bank of Cyprus — крупнейшем госбанке, который сейчас реструктурируют, — до сих пор заморожены.

Люди и предприятия теперь стараются вообще не связываться с банками, что усугубляет состояние экономики.

"Мясник, у которого я закупаюсь, должен немедленно расплачиваться со своими поставщиками, и у него нет другого выхода, как требовать и с меня оплату при получении, — рассказывает владелец таверны в Никосии Константинос Менцис газете The Wall Street Journal. — Я стараюсь работать только с наличными. Для меня кредитования больше не существует".

Более крупные предприятия также ориентируются на наличность. Глава кипрского производителя цемента Vassiliko Cements Тони Антониу признается, что не рассчитывает на внутренние продажи, а надеется поставлять товар на экспорт в Египет, Ливию, Алжир и Израиль. "Там дают наличные", — поясняет Антониу. Его продажи на Кипре едва составляют четверть от уровня 2008 года, количество сотрудников компании за последние пару лет сократилось вдвое, до 170 человек. Теперь, по словам Антониу, он будет нанимать только выпускников-инженеров и не больше чем на девятимесячные контракты с зарплатой 900 евро в месяц.

Ограничения на движение капитала на Кипре были введены 16 марта, когда государство согласовало с тройкой международных кредиторов (Еврокомиссия, Европейский центробанк и Международный валютный фонд) условия предоставления 10 млрд евро помощи. Центробанк Кипра ввел жесткие ограничения на банковские транзакции: снять в банкоматах можно было не больше 300 евро в день, а для перевода за рубеж более 5 тыс. евро необходимо специальное разрешение. Затем был закрыт второй крупнейший банк страны — Popular Bank/Laiki, а незастрахованные депозиты Bank of Cyprus частично списаны (до 47,5%).

Владелец компании, продающей водяные насосы, Мантос Мавроматис все еще с ужасом вспоминает, как в то мартовское утро внезапно обнаружил, что из 2 млн евро в Bank of Cyprus он может получить только 200 тыс. Еще 950 тыс. были превращены в сомнительной ценности акции этого банка, а остальные просто заморожены. Он уговорил своих 15 сотрудников на 10-процентное сокращение зарплаты, но все еще не может гарантировать, что не будет сокращения штата. Мавроматис тем не менее надеется спасти предприятие: "Я сказал банку, что он, может быть, получит мой дом, но не мою компанию".

Ограничения на движение капитала постепенно ослабевают, но в каком-то виде просуществуют еще несколько лет, предполагают местные банкиры. Тем временем уже понятно, что замораживание не уберегло от потрясений, а, наоборот, подстегнуло массовое снятие средств. Нобелевский лауреат по экономике, советник кипрского правительства Кристофер Писсаридес говорит, что население снимало по 30 млн евро в день. На момент замораживания депозиты двух крупнейших банков составляли 24,6 млрд евро. "Bank of Cyprus пережил огромную потерю ликвидности, — отмечает Писсаридес. – Если так будет продолжаться, его ожидает судьба Laiki, и это приведет к катастрофе".

ВВП Кипра быстро снижается: в первом квартале показатель упал на 4,8%, во втором — на 5,4% (данные Евростата). Уровень безработицы составляет 17,3% (данные Евростата за июнь), что выше 15,5%, ожидавшихся тройкой. "Экономические прогнозы все еще слишком оптимистичны", — считает эксперт консалтинговой фирмы Exotix Габриэль Штерн, который ожидает снижения экономики на 15% по итогам года, что станет худшим показателем в истории страны в мирное время.
Читайте полную версию на сайте