У крупнейших сайтов Рунета проверили реакцию на жалобы
После ужесточения борьбы с противозаконным контентом в Рунете интернет-компании пытаются повысить роль саморегулирования в своей отрасли. Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) и АНО "Радиочастотный спектр" провели исследование обратной связи на крупных интернет-площадках: насколько легко можно пожаловаться на подозрительный или нелегальный контент и как администрация ресурсов реагирует на такое сообщение. Результаты исследований были представлены правообладателям и администрациям ресурсов. Об этом пишут Известия.
— Наша цель была — показать, что механизмы досудебного саморегулирования в отрасли существуют, — поясняет директор РАЭК Сергей Плуготаренко. — Регуляторы и правообладатели утверждали, что их нет. Мы доказали, что это не так. Они несовершенны, но они есть.
Были проверены "ВКонтакте", "Одноклассники", Facebook, LiveJournal, Twitter, сервисы "Яндекса" и Google, самые посещаемые торрент-трекеры и другие популярные в России сайты.
"После проверки "жалобных" механизмов становится очевидным, что, несмотря на охотное размещение подобного рода сервисов, во многих случаях они функционируют не вполне корректно. Зачастую налицо явный формализм — кнопки как будто размещены для галочки, а ответ администрации похож на отписку", — указано в исследовании, проведенном "Радиочастотным спектром".
Например, утверждают проверяющие, они обнаружили в "Одноклассниках" несколько профилей, специализирующихся на дистрибуции курительных смесей. Но от администрации соцсети в ответ на претензии по этому поводу поступали однотипные письма о невозможности обнаружить информацию, на которую ссылается автор жалобы.
— Борьба с вредоносным контентом — одна из важных задач администрации любой соцсети. Главное отличие "Одноклассников" — в том, что помимо администрации за качеством контента следят еще и сами пользователи, разделяющие наши ценности, — сообщили "Известиям" в пресс-службе соцсети. — Каждое обращение мы рассматриваем в индивидуальном порядке. К сожалению, часто бывают ситуации, когда пользователи присылают нерабочие ссылки или вообще забывают про ссылки. В таких случаях поиск пользователя/группы/контента усложняется.
Соцсеть "ВКонтакте" быстро среагировала на жалобу, но указанный пользователем контент не удалила, сообщается в исследовании. Это было сделано только по требованию Роскомнадзора.
У остальных популярных соцсетей жалоба вовсе не вызвала никакой реакции.
Создалось ощущение, что Facebook, "Мой мир", Google+, "Яндекс.Фото" проигнорировали обращение по поводу подозрительного контента, сказано в исследовании.
Лучшими с точки зрения реакции на жалобы по версии "Радиочастотного спектра" стали "Rambler-Фото" (оперативно заблокирован доступ к сомнительному фотоматериалу), LiveJournal (заблокирована группа), YouTube (ограничен доступ к видеозаписи суицида).
В РАЭК решили также проверить качество обратной связи у трех популярных торрент-трекеров — Rutracker.org, Rutor.org и Lostfilm.tv. Выяснилось, что Rutracker.org активно модерируется. На Rutor.org модераторы не спешат выполнять свои функциональные обязанности. На Lostfilm.tv специальных форм и кнопок для жалоб не предусмотрено.
По мнению Плуготаренко, популярные сайты Рунета будут улучшать обратную связь.
— Компании захотят меньше времени тратить на суды и должны будут делать систему досудебного урегулирования споров более удобной и функциональной, — рассуждает он. — Уже одна большая российская соцсеть изменила у себя такую форму. Уверен, что остальные пойдут по их пути.
По мнению директора "Лиги безопасного интернета" Дениса Давыдова, проблема в том, что он не спешат реагировать на жалобы обычных пользователей.
— Реакция становится быстрой, только если есть опасность административного воздействия на их бизнес и убытков, — говорит он.
— Мы считаем, что уведомлять сайт о незаконности его контента излишне, — заявил Леонид Агронов, глава Национальной федерации музыкальной индустрии. — У меня есть фильм на сайте. Я роюсь в договорах и не нахожу договора на него. Всё, фильм нелегален. Какие еще уведомления нужны?
На протяжении 10 лет интернет-отрасль и пиратские сайты не шли навстречу правообладателям и проблему только усугубляли, считает Агронов.
— Но несмотря на годы тщетных попыток урегулирования проблемы, мы готовы обсуждать с интернет-отраслью преодоление пиратства, — сообщил он.