Москва КОИБам не верит: коммунисты добились того, что голоса на выборах пересчитают вручную
Кандидат в мэры Москвы от КПРФ Иван Мельников добился ручного
пересчета голосов на избирательных участках, оборудованных КОИБами
(комплексами обработки избирательных бюллетеней). О поддержке инициативы
коммунистов заявил в минувший вторник врио мэра Сергей Собянин. Он пообещал "и КОИБы поставить, и вручную пересчитать". Об этом передает СП.
Коммунисты считают, что Собянин пошел на уступки из-за жесткой позиции партии. "Мы обещали: если требование по пересчету не удовлетворят, будем подавать заявки на митинги в сентябре", – пояснил глава штаба Мельникова Валерий Рашкин.
Теперь свое слово должен сказать Мосгоризбирком. Ранее МГИК решил обойтись без контрольного ручного пересчета бюллетеней, хотя это противоречит статье 68 закона "Об основных гарантиях избирательных прав...". Напомним, согласно этой статье контрольный подсчет голосов на участках с КОИБами производится не менее чем на трех из них "в пределах территории, на которой действует одна территориальная комиссия" (ТИК). Эти участки определяются жребием в течение 30 минут после окончания голосования. Если после пересчета расхождение в результатах составляет более трех голосов, производится ручной пересчет на всех участках на территории ТИК. 8 сентября на избирательных участках в Москве будут работать 1035 КОИБов (всего в столице 3600 участков).
Тем временем, свой прогноз результатов столичных выборов опубликовал ВЦИОМ. Как известно, по странному совпадению, ВЦИОМ в последние годы практически до копейки предсказывает официальные результаты голосования. На этот раз прогноз выглядит так: Сергей Собянин – 52%, Алексей Навальный (РПР—ПАРНАС) – 11%, Иван Мельников – 5%, Сергей Митрохин ("Яблоко") — 2%, Михаил Дегтярев (ЛДПР) — 1%, Николай Левичев ("Справедливая Россия") – менее 1%. Кроме того, социологи обещают высокую явку. Они считают, что половина москвичей "обязательно" придут на выборы, чуть больше четверти (28%) "скорее всего" примут в них участие.
Какие выборы на самом деле ждут Москву?
– Выборочный контроль голосования на КОИБах – наша принципиальная позиция, – говорит заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы Валерий Рашкин. – Когда первые КОИБы только появились, мы жестко поставили в Госдуме вопрос о перепроверке результатов голосования путем пересчета вручную голосов на части участков с КОИБами, которые определяются случайной выборкой. Дело в том, что в КОИБ можно заложить любое программное обеспечение, и получить какой угодно результат. Ручной пересчет голосов – единственный метод, позволяющий контролировать ситуацию.
Этот подход мы требовали применить и на выборах мэра Москвы, но против категорически возражал Мосгоризбирком. В ответ мы пообещали провести ряд протестных акций в сентябре. И вот результат – вчера Сергей Собянин одобрил решение о ручном пересчете голосов.
Мы выдвинули еще ряд требований: прозрачные урны на всех участках, плюс видеокамеры, расположенные так, чтобы избиратель в момент голосования не закрывал спиной урну. Это позволит использовать записи с видеокамер для подсчета результатов голосования. Мы добиваемся, кроме того, чтобы видеокамеры не выключались в момент подсчета голосов. Все эти требования мы подали в мэрию, чтобы сделать выборы более честными. Если заявление Собянина является началом исполнения наших требований – мы это приветствуем.
"СП": – Вы считаете, выборы будут честными?
– Мы делаем все возможное, чтобы не было фальсификаций. Для этого у нас запущен проект "Красный контроль", который впервые был опробован в октябре 2012 года в Брянской области. Наша цель проста и понятна – обеспечить народный контроль за ходом голосования и параллельный подсчет голосов избирателей. Для этого мы набираем наблюдателей, членов комиссий с правом совещательного голоса, представителей СМИ. Я считаю, мы должны отстоять результаты в Москве.
"СП": – Ваш прогноз: какими будут результаты голосования?
– Собянин не наберет 50% голосов. В первый тур выйдут Мельников и Собянин, после этого будет второй тур…
– На президентских выборах 2012 года результаты на участках с КОИБами разительно отличались от результатов на других участках, – напоминает политолог, член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров. – Там, где стояли КОИБы, результат Путина был 30%, без КОИБов – более 50%. Общий итог голосования получился 46%. Другими словами, там, где велся автоматизированный подсчет, не было вбросов и фальсификаций, и результат Путина оказался существенно ниже.
Что касается нынешних выборов, не думаю, чтобы результаты на участках с КОИБами и без них будут существенно различаться. Иначе никто не согласился бы на дополнительный пересчет голосов. Дело в том, что очевидные фальсификации на московских выборах смажут усилия, которые Кремль предпринимает, чтобы выборы в столице выглядели относительно честными и конкурентными.
"СП": – Насколько широкие возможности у власти для фальсификации результатов, где оставлены лазейки?
– Думаю, здесь нужно ориентироваться на прошлые президентские выборы. В марте 2012 года Кремль боялся идти на большие приписки, но фальсифицировал результаты с помощью вбросов бюллетеней и "каруселей" – специальные группы граждан ездили с одного участка на другой и многократно голосовали за Путина.
Сейчас МГИК объявил, что в Москве открепительных талонов – именно на них строится "карусель" – напечатано меньше обычного. Значит, упор будет сделан на административные возможности. Будет голосование за Собянина дворников, полицейских, бюджетников, плюс массовое голосование на закрытых участках – в военных частях, тюрьмах. Словом, там, где сотрудников можно заставить голосовать за Собянина. Это, если можно так выразиться, более "нормальный" вариант фальсификаций. Приписывать "с потолка" будут существенно меньше, чем обычно.
"СП": – ВЦИОМ дал прогноз голосования. Можно ли рассматривать его как подготовку общественного мнения именно к озвученным конкретным результатам?
– Думаю, для Москвы такая подготовка не очень эффективна. На прошлых выборах перед властью стояла сложная задача – дать Путину достаточно высокий результат, но который бы не вызвал массовые протесты. В итоге, дали относительно низкий – 46%. Такая цифра – с учетом приписок – достаточно позорная, с точки зрения Кремля.
Сейчас задача проще. Собянин, на мой взгляд, при любом раскладе получает 50%. Поэтому особого смысла в фальсификации результатов у него нет. С другой стороны, Собянин сам не заинтересован показывать результат существенно выше, чем Путин показал год назад. Зачем Собянину демонстрировать, что его поддерживают – условно – 60%, а Путина – всего 46%? Ему это совершенно не нужно, ему нужно с минимальным запасом победить в первом туре.
Словом, власть будет использовать относительно "честные" способы повышения результатов голосования, если возникнут сомнения в победе Собянина в первом туре. В этом смысле, прогноз ВЦИОМ – 52% за Собянина – выглядит правдоподобным.
"СП": – А прогноз явки ВЦИОМ – тоже верный?
– То, что в конце лета более 40% москвичей готовы пойти на голосование, свидетельствует о том, что кампания необычная. С другой стороны, цифры ВЦИОМа вызывают сомнения. Социологи опрашивают людей, которых могут достать в столице фактически в середине лета, многих москвичей в это время просто нет в городе. Кроме того, нынешняя кампания очень динамичная, и последние ее дни могут существенно изменить мотивацию. Если граждане почувствуют, что на них давят, что Собянину собираются приписать высокий результат, они могут с большей активностью проголосовать за оппозицию.
Напомню, на президентских выборах в марте 2012 года возникла интересная ситуация. Фонд общественного мнения – вполне прокремлевская структура – дал по экзит-поллу результат "за" Путина порядка 30%. Это вызвало скандал, социологи быстро убрали эту цифру с своего сайта. Тем не менее, этот результат существенно отличался от всех социологических прогнозов до выборов, и это – показатель ненадежности таких прогнозов. Я бы исходил из того, что явка в Москве будет выше обычной, но какой конкретно – никто не может сейчас сказать.
"СП": – Выборы встряхнут оппозицию, вечером 8 сентября, когда объявят результаты, по Москве прокатятся протестные акции?
– Протесты возможны, если люди будут ощущать явную несправедливость происходящего. Например, если станет известно, что на каких-то участках Собянин набирает 90%, это может подтолкнуть граждан к протесту, даже если общий результат будет адекватным. Или если с участков начнут массово выгонять наблюдателей от оппозиции – это тоже подольет масла в огонь. Но социальный взрыв возможен, пожалуй, только в одном случае – если Навального снимут с голосования. В целом, москвичи выборами мобилизованы, они рассматривают их как важный способ продемонстрировать власти свое к ней отношений. В этой ситуации любые попытки власти активно вмешаться в ход выборов могут дорого ей обойтись…
– Я не верю в возможность проведению честных выборов, в том числе в Москве, – убежден депутат Госдумы третьего и четвертого созывов Виктор Алкснис. – Административный ресурс широко используется и сейчас, в ходе предвыборной кампании. Команда Собянина действует по известному принципу: своим – все, врагам – закон. Поэтому верить, что результаты голосования будут честными, не приходится. Напомню, в прошлом году господин Путин предложит оборудовать все избирательные участки видеокамерами. Оборудовали – израсходовали на это 20 млрд рублей. По итогам голосования выяснилось, что камеры зафиксировали сотни случаев фальсификации. Так вот, ни один из этих случаев судами признан не был – просто потому, что, согласно закону, такие видеозаписи не являются доказательством. 8 сентября, уверен, ситуация повторится.
Что до КОИБов, ручной пересчет, конечно, дает возможность проверить их, но вряд ли можно рассчитывать, что при этом удастся выявить расхождения в числе использованных бюллетеней. Думаю, нужный результат голосования будет получен с помощью административного ресурса, на это власть и бросит все силы…