"Газпром" обсчитали на 19 млрд рублей на Ямале
Во время торжества газпромовцы позировали в кадре вместе с местными жителями и оленями, стоя они на деревянных шпалах. В то время как по проекту рельсы на мосту через Юрибей должны были крепиться к железобетонным плитам - это следует из документов "Ленгипротранса", проектировавшего линию Обская - Бованенково - Карская, уверяют "Ведомости".
Изучение проектно-сметной документации, оказавшейся в распоряжении издания, показало: отсутствуют не только плиты, к которым крепятся рельсы, но и предусмотренные проектом опоры из железобетонных контурных блоков - вместо них мост опирается на стальные трубы.
И этот объект такой не один. Еще как минимум 13 железнодорожных мостов линии Обская - Бованенково - Карская выглядят иначе, чем предусматривалось проектами "Ленгипротранса".
Как 26 мостов могут принести лишние 19 млрд рублей
В большинстве случаев различия те же: опоры только из стальных труб вместо контурных блоков, а рельсы положены на деревянные шпалы вместо плит; в некоторых случаях у мостов не построены запроектированные "Ленгипротрансом" ледорезы - конструкции для предотвращения столкновения льдин с опорами моста.
Предприниматель Павел Небов считает, что "неправильных" мостов на линии может быть 26. Небов до начала 2007 года он был гендиректором и совладельцем компании "Мостострой-13", которая входила в группу "Ямалтрансстрой". После того, как у него возникли разногласия с партнерами по газпромовским подрядам, он сфотографировал часть мостов на линии Обская - Бованенково - Карская и в январе 2012 года направил снимки вместе с копиями проектной документации и смет "Ямалтрансстроя" в Следственный комитет России (СКР).
По подсчетам Небова, разница в стоимости между тем, что изначально запроектировано, и тем, что построено, составляет около 19 млрд рублей,или 15% стоимости всей дороги.
Есть основания полагать, пишет издание, что компания, которая построила "Газпрому" "облегченные" мосты, была связана с газпромовскими менеджерами.
Московская компания "Ямалтрансстрой" стала генподрядчиком строительства 22 мостов линии Обская - Бованенково, заключив договор с "дочкой" "Газпрома" в декабре 2006 года. Генподряд на остальные мосты получили компании, связанные с "Ямалтрансстроем": три моста досталось "Ямалтрансстрою" из Лабытнанги и еще один - тот самый, через Юрибей, - ОАО "Нефтересурсы" ("Ямалтрансстрой" владел в нем 36,43%).
Когда-то единственными владельцами "Ямалтрансстроя" были фирмы родственников потомственного строителя Игоря Нака - двух его сыновей, супруги, матери и отца, заслуженного строителя РСФСР Владимира Нака, в прошлом руководившего одноименным советским строительным объединением.
Но за месяц до заключения контракта на строительство газпромовской железной дороги у "Ямалтрансстроя" появился новый совладелец. У фирм родственников Нака осталась только половина компании, а половина, как сказано в ее годовом отчете, перешла к московскому ООО "ТГИ-капитал". Оформлено это было как увеличение уставного капитала на 200 млн руб.
Компания входила в группу "Трастгазинвест" и имела один адрес и телефон с головной компанией этой группы - "ТГИ-финанс", которая принадлежала Ярославу Голко-младшему (51% с 2005 г.), и супруге еще одного члена правления "Газпрома" - Валерия Голубева - Татьяне. Голубев возглавлял газпромовский департамент инвестиций и строительства до Голко-старшего - тот работал его первым замом.
С получением большого подряда бизнес "Ямалтрансстроя" резко пошел в гору. Выручка с 355 млн рублей в 2006 г. увеличилась до 38 млрд рублей в 2010 г., а чистая прибыль за эти годы превысила 3,78 млрд рублей.