У России новая беда

Интерфакс со ссылкой на www.finmarket.ru

Главный экономист Всемирного банка по России Желько Богетич и его коллега Оласупо Олуси изучили причина роста производительности России и выяснили, что на нее повлияли не только цены на нефть. Мало того, если бы с инфраструктурой дела обстояли лучше, то и рост был еще больше.

Больше одежды, меньше сигарет

Экономисты проанализировали совокупную производительность факторов производства и попытались оценить влияние каждого. В расчетах были использованы данные по росту производительности труда каждой компании в отдельности, отрасли и совокупной производительности в экономике c 2003 по 2008 год из базы Аmadeus. Учитывались также стоимость активов, количество сотрудников, вид производимого товара и его стоимость.

  • Производительность неуклонно росла в период между 2003 и 2008 годами. Ежегодные темпы роста увеличивались с 4% в 2004 году до 6% в 2008 году.


  • Вопреки домыслам некоторых аналитиков, которые объясняют рост экономики России высокими ценами на нефть, нет никаких признаков очевидного замедления роста производительности в обрабатывающей промышленности на протяжении целого десятилетия - с 1999 года по 2008 год. Бурный рост цен на нефть начался в 2005 и продолжался до III квартала 2008 года.
  • На совокупную производительность факторов производства приходилось в среднем 63 % годового роста добавленной стоимости с 2004 года по 2008 год. Вклад труда и накопления капитала в промышленное производство остается низким.
  • Эффективность увеличивалась сначала медленно (между 2003 и 2005 годами), а затем резко - с 2005 года, и достигла своего пика в 2007 году. Это означает, что был постоянный рост доли производства наиболее продуктивных фирм, пока не грянул экономический кризис.
  • Масштаб эффективности в ряде отраслей - производстве напитков и табака, металлургии и в транспорте - снизился к 2008 году на 6,4%, 20,2%, 40,2% и 21,1% соответственно, что свидетельствует о снижении доли выпуска самых эффективных предприятий в этих секторах.
  • С другой стороны, эффективность в некоторых секторах - текстильной промышленности, производстве одежды, машин и оборудования - выросла более чем вдвое. В большинстве отраслей это связано с приходом новых компаний.

Молодежь и аксакалы - самые успешные

Оказалось, что характеристики компании - размер, расположение, возраст и структура собственности - являются важными факторами, определяющими производительность:

  • Крупные фирмы, как правило, более продуктивны, после них идут средние предприятия и небольшие фирмы.
  • Расположение в Москве имеет значение для маленьких фирм, а для средних и крупных оно уже не так важно. Другими словами, расположение имеет меньшее значение, чем размер.
  • Молодые фирмы, как правило, более продуктивны. Но после определенного порога возраста производительность компаний резко возрастает - старейшие и наиболее авторитетные компании, как правило, стараются поддерживать высокую продуктивность.
  • Наличие государственной и муниципальной собственности показывает сильные отрицательные связи с производительностью. Это отражает слабые коммерческие стимулы в таких фирмах по сравнению с частными.
  • В то же время государственные предприятия имеют тенденцию быть более продуктивными, чем муниципальные.
  • Доминирование фирмы в отрасли является ключом к производительности труда в России. Доля компании в отрасли оказывает наиболее существенное влияние на производительность.

Если в кране нет воды, то нет и роста производительности

На основе опроса компаний экономисты выявили их самые частые жалобы и выяснили, что препятствует их росту:

У компаний постоянно возникают трудности с водой, электричеством, транспортом и интернетом. Как правило, фирмы с наиболее серьезными проблемами с инфраструктурой показывают и более низкую производительность.

  • Анализ показал, что наибольшее отрицательное влияние на производительность фирм оказывают недостатки системы водоснабжения. Около 14,2 % российских компаний утверждают, что недостаточное количество воды - основное и самое серьезное ограничение роста.


  • Состояние транспортной инфраструктуры в России на большинстве территории плачевное, ее качество снижается из-за недостаточных инвестиций в ремонт и восстановление.
  • В 2010 году Россия заняла 48-е место по доступности и качеству транспортной инфраструктуры: по железнодорожной инфраструктуре - 33-е место, а по дорожной - 111-е.


  • Кроме того, гораздо больше фирм в России жалуются на электроэнергию и телекоммуникационные средства, чем в Украине, Румынии и Белорусии.
Читайте полную версию на сайте