В этот день родился отец фотожурналистики и основатель жанра «уличная фотография» Анри Картье-Брессон

В этот день, 22 августа, в 1908 году родился Анри Картье-Брессон — человек-легенда, без которого невозможно себе представить фотоискусство XX века.

"Когда фотограф наводит видоискатель, линия прицела проходит через его глаз, голову и сердце" — именно так описывал свою работу французский фотограф, отец фотожурналистики и основатель жанра "уличная фотография" Анри Картье-Брессон. Его черно-белые снимки — история, атмосфера, дыхание и ритм жизни целой эпохи, а на его фотографиях учатся сотни современных фотографов.

Анри Картье-Брессон рос во Франции в семье богатого промышленника, владельца мануфактурного производства, но с ранних лет живопись и искусство будоражили его фантазию. Первым учителем и человеком, который открыл в мальчике чувство прекрасного, стал его дядя Луи, под присмотром которого Анри начал практиковаться в живописи и графике.

В 30-х годах молодой Брессон видит знаменитый снимок венгерского фотожурналиста Мартина Мункачи "Три мальчика на озере Танганьика". "Я неожиданно понял, что с помощью фотографии можно зафиксировать бесконечность в одном моменте времени", — писал Картье-Брессон много лет спустя, — "И именно эта фотография убедила меня в этом. В этом снимке столько напряжения, столько непосредственности, столько радости жизни, столько сверхъестественности, что даже сегодня я не могу спокойно смотреть на него". Позже фотограф впервые взял в руки фотоаппарат Лейка, с тех пор на сорок с лишним лет ставший "продолжением его глаза".

Анри Картье-Брессон умер 2 августа 2004 года в Иль сюр ля Сорг, небольшом городке на юге Франции, не дожив нескольких недель до своего 96-летия.

Предлагаем вам посмотреть самые лучшие снимки легендарного мастера.

 

Улица Rue Mouffetard, Париж, 1952 г.

 

Раскрытие Брессона как фотографа произошло во время Второй мировой войны: фашистский плен, побег, участие в Сопротивлении — чтобы фиксировать на пленку военные будни от фотохудожника требовался не только верный глаз, но мужество и хладнокровие.

В 1947 году Картье-Брессон стал одним из основателей знаменитого международного объединения фоторепортеров Magnum — ответ на грабительскую в отношении фотографов политику многих западных агентств и журналов. Фотографы агентства разделили земной шар на "сферы влияния" и Картье-Брессону досталась Азия. Репортажи сделанные им в странах получивших или борющихся за независимость — Индии, Китае, Индонезии — сделали его фотожурналистом мирового масштаба. А в 1955 году состоялась первая персональная выставка Картье-Брессона в Париже и не где-нибудь, а в Лувре, до тех пор остававшихся одним из немногих музеев закрытых для фотографии.

 

Неаполь, Италия, 1960.

 

 

Влюбленные, Италия 1946.

 

Об уникальной реакции и необычных методах работы Анри Картье-Брессона до сих пор ходят легенды. Например, широко прославилась "невидимость" фотографа — его модели в большинстве и не подозревали, что их снимают. Для большей маскировки Картье-Брессон даже заклеивал блестящие металлические части своего фотоаппарата черной изолентой.

Но главная черта и поистине дар фотографа — это "решающий момент", выражение, которое с его легкой руки получило в фотографическом мире широкую известность. Брессон всегда старался снимать любой сюжет в момент достижения им пика эмоционального напряжения, и вы обязательно прочувствуете это через его фотографии. Для самого фотографа "решающий момент" означал "моментальное распознавание, в долю секунды, значимости происходящего и одновременно точной организации форм, что придают этому событию соответствующую ему экспрессию".

 

1952 г.

 

 

Санта-Клара, Мексика 1934 г.

 

 

В поезде, Румыния, 1975.

 

 

Париж, 1954 г.

 

 

Митинг в Париже 1954 г.

 

 

Ноги Мартины, жены фотографа, 1967 год.

 

 

Лестница и дети.

 

 

Контрабас на велосипеде.

 

 

Актриса Изабель Юппер.

 

 

Цыгане, Испания, 1933.

 

"Фотогафия сама по себе меня не интересует. Я просто хочу захватить кусочек реальности. Я не хочу ничего доказывать, ничего подчеркивать. Вещи и люди говорят сами за себя. Я не занимаюсь „кухней“. Работа в лаборатории или в студии у меня вызывает тошноту. Ненавижу манипулировать — ни во время съемки, ни после, в темной комнате. Хороший глаз всегда заметит такие манипуляции... Единственный момент творчества — это одна двадцать пятая доля секунды, когда щелкает затвор, в камере мелькает свет и движение останавливается".

 

Сан-Франциско, 1960.

 

"Я надеюсь, что мы никогда не будем жить в мире, где торговцы будут продавать видоискатели с выгравированными на них композиционными схемами".

 

 

Валенсия, Римский Амфитеатр, арена для боя быков, 1933 г.

 

"Случается иногда, что ты, неудовлетворенный, застываешь на месте, ожидая момента, а развязка наступает внезапно и, вероятно, удачный снимок не получился бы, если бы кто-то, проходя мимо, не попал бы случайно в объектив фотоаппарата".

 

 

Информатор гестапо, Дессау, Германия, 1945 год.

 

 

Брюссель, 1932 г.

 

 

Негров не пускают в театр, 1961.

 

"Не переношу устраивать события и режиссировать. Это ужасно... Нельзя подделывать настоящее. Люблю правду и только правду показываю..."

 

 

Трумэн Капоте, 1947 год.

 

 

Гамбург, Германия 1952 Надпись "Готов на любую работу".

 

"Реальность, которую мы видим, бесконечна, но лишь ее избранные, значимые, решающие моменты, которые нас чем-то поразили, остаются в нашей памяти. Из всех средств изображения только фотография может зафиксировать такой точный момент, мы играем с вещами, которые исчезают, и когда они исчезли, невозможно заставить их вернуться вновь."

 

 

Портрет Альбера Камю, Париж, 1944.

 

 

Рабочий завода ЗИЛ в СССР, 1954 г.

 

Приходилось фотографу бывать и в СССР. В 1954 году Картье-Брессон стал первым западным фотографом, которому после смерти Сталина было позволено посетить Страну Советов. Фотографии, сделанные во время этого визита, вошли в альбом Картье-Брессона "Москвичи".

 

 

Анри Матисс, рисующий с натуры голубей, Венеция, 1944.

 

 

Мэрилин Монро, 1960.

 

 

Армения. Гости в деревне на озере Севан. 1972

 

"Фотографирование — это нечто вроде предчувствия жизни, когда фотограф, воспринимая меняющуюся пластическую информацию, в доли секунды захватывает выразительное равновесие, вдруг возникшее в бесконечном движении".

 

Марио, крестьянин и учитель танцев, Бали, 1949 г.

 

 

Диктатор Португалии Антониу Салазар, Мексика, 1934.

Читайте полную версию на сайте