ВМФ получит погодный «Якорь» для авианосцев

Автономные метеорологические комплексы (опытно-конструкторская разработка "Якорь"), способные выдать точный прогноз погоды, начнут поступать на Северный и Тихоокеанский флота через год. Именно там планируется развернуть две авианосные ударные группировки, службу которых и будет обеспечивать новая метеосистема.  Об этом сообщают Известия.

К единственному российскому авианесущему крейсеру "Адмирал Кузнецов", базирующемуся на Севере, в 2018 году должен добавиться новый перспективный тяжелый авианесущий крейсер на Дальнем Востоке.

— Своевременный и качественный учет надежных данных о фактическом и ожидаемом состоянии метеорологической и гидрологической обстановки может повысить эффективность боевых действий на 20–30%, способствовать скрытному развертыванию сил и внезапному применению оружия, — рассказал "Известиям" кандидат технических наук Виктор Галахов. — Об этом убедительно свидетельствует опыт всех последних войн, происходивших на море.

Разработка комплексной автоматизированной метеорологической системы для кораблей с авиационным вооружением (самолеты и вертолеты) началась еще в конце 1990-х годов. Получить новый метеокомплекс ВМФ может уже в 2014 году. На проведение опытно-конструкторских работ, заказчиком которых выступает Министерство обороны России, из федерального бюджета выделено 95,1 млн рублей. Всего планируется выпустить 14 комплектов комплекса сроком эксплуатации 15 лет.

Перспективная гидрометеосистема включает в себя пять связанных в цепь модулей, управляемых единым программно-аппаратным средством. Информация о состоянии воды и движениях воздуха будет поступать с надводных, подводных, береговых и корабельных датчиков. Подсистемы комплекса будут собирать данные о скорости и направлении ветра, температуре воздуха, атмосферном давлении, температуре и электропроводимости воды, скорости, направлении и давлении поверхностных масс воды, а также о волнении моря. Передача данных со всех подсистем будет осуществляться при помощи УКВ-связи, GSM и спутниковых модемов в центральный модуль системы.

Блоки автономного питания подсистем ПИГМА (подсистема измерительная гидрометеорологическая автономная) позволят эксплуатировать их в автономном режиме до семи месяцев. В течение этого же времени все поступающие данные будут храниться на сервере гидрометцентров.

ПИГМА-1 представляет собой поверхностный буй, оснащенный мачтой, датчиками скорости и направления ветра, температуры воздуха и атмосферного давления. Подводный (до 50 м) блок подсистемы оснастят датчиками электрической проводимости и температуры воды, гидростатического давления, скорости и направления течения. Буй будет иметь отцепляемый якорь и проблесковый маяк, запускающийся в темное время суток. Управление буем будет осуществляться с корабельного модуля. ПИГМА-2 отличается наличием приводного двигателя и глубиной погружения подводного блока — притопленный буй раз в сутки погружается на глубину до 300 м. Анализируются те же параметры, только на большей глубине.

Метеомачта ПИГМА-3 будет устанавливаться на берегу и оснащаться средствами молнезащиты. Она предназначена для передачи в центр информации о скорости и направлении ветра, температуре, относительной влажности воздуха и атмосферном давлении. На кораблях ВМФ для сбора информации с автономных подсистем, а также для контроля работоспособности датчиков расположится ППИ-1 (подсистема получения информации). С помощью радиоканала подсистемы возможно произвести отцепку якоря буев ПИГМА, кроме того, ППИ-1 оснастят гидрологическим зондом.

Роль головного модуля комплекса выполнит ППИ-2. Полученная с автономных и корабельных подсистем информация будет использована для прогнозирования поведения окружающей среды. Математическая модель "Гидрометеонаблюдатель" разрабатывается для вычисления скорости и направления глубинного течения, плотности и солености воды, скорости распространения в ней звука, а также величины изменения атмосферного давления за последние 3 часа.


Читайте полную версию на сайте