На обучение авиадиспетчеров за границей потратят 160 млн рублей
ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения" (ГК ОрВД), отвечающая за работу авиадиспетчерских служб, в течение трех лет собираться отправить 1,1 тыс. сотрудников за рубеж для повышения уровня английского языка. Подтягивать английский диспетчеры будут скорее всего в Великобритании или США, на эти цели ОрВД готова потратить до 2016 года 160 млн рублей. Об этом пишут Известия .
ФГУП, в котором числится абсолютное большинство российских авиадиспетчеров, ищет зарубежный специализированный учебный центр языковой подготовки, который возьмется подтянуть уровень владения авиадиспетчерами английским языком. Обучение должно будет проводиться в англоговорящей стране, один цикл составит три недели — 90 учебных часов. Курсы будут включать в себя общий и авиационный английский, а также тренировку на симуляторе диспетчерского пульта.
Языковые курсы для авиадиспетчеров или пилотов могут вести только учебные заведения, аккредитованные Международной организацией гражданской авиации (International Civil Aviation Organization, ICAO). Победитель конкурса должен будет осуществить подбор преподавателей, инструкторов и операторов тренажера, обеспечить все необходимое для учебного процесса (включая диспетчерский тренажер, учебные аудитории, аудио-, видеооборудование и учебные материалы), проживание, питание, трансфер и проездные билеты на городской транспорт. В самом ФГУП ОрВД не смогли прокомментировать конкурс.
Как пояснил президент Федерального профсоюза авиадиспетчеров Сергей Ковалёв, практика зарубежного обучения диспетчеров английскому языку началась в позднее советское время.
— Я сам ездил на подобные курсы повышения квалификации в 1991 году. Первые группы отправились еще в 1989-м, — отмечает Ковалёв. По его словам, обучение традиционно проводилось в Англии либо в США.
Он напомнил, что до этого диспетчеры для работы в международных аэропортах и на международных трассах должны были владеть только фразеологией радиообмена. Однако позже появилось требование о владении языком не ниже 4-го уровня по шкале ICAO — крайний срок введения этой нормы неоднократно сдвигался, но всё-таки наступил в 2011 году. Сейчас 4-й уровень в России имеют примерно 5,5 тыс. диспетчеров, однако свой уровень владения английским им необходимо подтверждать каждые четыре года. Именно на это и направлены усилия ФГУП ОрВД.
— Последние три года в обучении возникла пауза из экономических соображений. Пропуск отрицательно сказался на уровне знаний: диспетчеры общались с экипажами, практика была, но словарный запас не увеличивался, — отмечает Ковалёв. Он напомнил, что сейчас учебные заведения, которые выпускают диспетчеров, сразу готовят выпускников к получению 4-го уровня владения языкам.
Исходя из документации конкурса, сумма, которую ФГУП ОрВД заплатит за каждого пилота, составит около 150 тыс. рублей. По оценке компании Direct Talk, подобное обучение в Великобритании может стоить более 100 тыс. рублей, в США — столько же плюс более дорогой перелет.
— Заказ обойдется дешевле, если это будет закрытая группа, полностью оплачиваемая ФГУПом, — отметили в компании.
Авиаперсонал можно обучать английскому и в России. Так, в авиакомпании "Трансаэро" "Известиям" рассказали, что у компании с 1994 года существует центр, где персонал обучают английскому языку.
— У нас есть возможность натренировать пилотов на то, чтобы понимать диспетчеров со всего мира, английский с разными акцентами. В этом году мы хотим вывести его на международный уровень, — отметил представитель авиакомпании.