«Дикий Дон»: казачьи станицы против гостей с Кавказа
В Ростовской области жители станицы Вешенской и близлежащего Базковского хутора собрались у здания администрации Шолоховского района. Поводом для этого послужила драка между русской и чеченской молодежью, произошедшая еще 9 августа. Акция станичников, сразу же охарактеризованная как несанкционированный митинг, последовала только сейчас, так как ранее никакие призывы к властям или полиции просто не сработали.
Примечательно, что обстановка в Шолоховском районе отнюдь не соответствует произведению Шолохова "Тихий Дон". Теперь "Дон" скорее Дикий, так как поведение его "некоренных" жителей совсем не укладывается в понятие о типичной казачьей станице. Как пишет "Новый регион", местное население требовало наказать за бездействие полицейских, которые не вмешались в ожесточенный конфликт, а также оградить коренных жителей от неподобающего поведения гостей с гор. Чтобы понять, чем вызвано негодование, следует прояснить, что же произошло.
Конфликт случился в кафе "Диана", что в хуторе Базковский. Подробности происшествия стали известны из блога местного активиста казачьего движения Владимира Мелихова.
"Вечером человек 11 чеченцев, разгулявшись в кафе, по обычаю стали нагло себя вести и приставать к находившимся там девушкам. Те заперлись в туалетах и стали названивать в полицию. Местные ребята, находившиеся там же, попробовали урезонить гостей-строителей. Те, недолго думая, выхватили ножи, закрыли дверь в баре, никого из него не выпуская, и начали устраивать расправу над оставшимися в кафе, закидывая их стульями, бутылками и всем, что подвернется под руку", – пишет Мелихов. При этом он отмечает, что ни казаки-дружинники, ни полиция, которой положено реагировать на любые подобные случаи, к разгромленному кафе не явились.
Также, по словам первого секретаря Шолоховского райкома КПРФ Евгения Сутормина, драка началась после того, как уроженцы станицы сделали замечание выходцам с Кавказа, громко кричавшим в кафе: "Аллах акбар!". Согласно этим данным, полицейские проезжали мимо кафе в тот момент, однако предпочли проигнорировать потасовку. В результате этого один из местных жителей получил ножевое ранение.
На следующий день, 10 августа, чеченцы, участвовавшие в драке, исчезли из Шолоховского района, оставив место работы. Как выяснилось, все они были наняты для постройки спортивного комплекса в Вешенской. В свою очередь, станичники, возмущенные произошедшим, пришли к кафе, где потребовали приезда прокуратуры, администрации района и сотрудников полиции. Однако получили ответ, что у всех чиновников выходной. Позже, в понедельник, когда символическое "приходите завтра" наступило, казаки собрались у районной администрации, требуя не кого-то из администрации, а самого главу района.
Вот как описал дальнейшее развитие событий Мелихов: "Вначале им было заявлено, что идут важные совещания и главе не до собравшихся, затем казачьи дружинники стали предлагать всем пройти в актовый зал, чтобы не создавать "взрывоопасной ситуации". Но собравшиеся стояли на своем и стали скандировать: "Глава! На выход!" Вскоре появился и глава, тут же посыпались вопросы и типичные ответы: разберемся... Все выясним...".
По словам казаков, многие конфликты местных жителей с приезжими начинаются с того, что кавказцы попросту игнорируют те правила и устои, которые десятилетиями складывались в общие казачьи традиции. Кроме разницы в культурах и поведении, существуют и экономические причины недовольства гостями с юга. "Почему-то "пришлым" и земля для пастбищ дается в аренду на 49 лет, и зеленый свет в трудоустройстве, в то время когда коренному населению от безысходности некуда деться", – высказался по этому поводу Сутормин.
Реакция коренного населения станиц и хуторов Ростовской области на выходки кавказцев, повторяющиеся все чаще, вполне объяснима. Однако начальник ГУ МВД РФ по региону Андрей Ларионов так не считает. По его словам, конфликт (с поножовщиной, разгромом кафе и пострадавшими) "не тянет на уголовное дело", а зачинщиками драки являются сами потерпевшие.
Версия Ларионова касательно событий в кафе "Диана", мягко говоря, разнится с показаниями очевидцев и мнением всех тех, кто вышел к дверям администрации требовать разбирательства. По его словам, выходцы из чечни, приглашенные для работы в ООО "Унистрой", "ни к экстремистам, ни к террористам, ни к каким другим преступникам не относятся". К подобным заявлениям лучше всего подходит ответ героя киноленты "Место встречи изменить нельзя" Глеба Жеглова: "Так в паспорте у него не написано, что он преступник! А наоборот, написано, что он гражданин...".
Трудно спорить с тем, что выходцы из кавказских республик, ведущие себя развязно где угодно, кроме родины, становятся поводом для беспокойства не только в Ростовской области. Весь объем кавказского "радушия" 27 июля на себе испытал оперативник Антон Кудряшов, при исполнении избитый торговцем из Дагестана на Матвеевском рынке в Москве. Ранее, 6 июля, в городе Пугачев Саратовской области демобилизовавшийся десантник Руслан Маржанов был убит выходцами из Чечни. Также 30 июня 2012 года некий Бахтияр Алиев нанес удар, повлекший смерть 47-летнего жителя Сергиева Посада. Мужчина сделал замечание азербайджанцам, усевшимся на его мотоцикле, припаркованном у рынка. За что и получил сокрушительный удар в челюсть. Позже байкер скончался в больнице от тяжелых черепно-мозговых травм, полученных при ударе об асфальт. При этом Алиева суд приговорил всего к одному году тюрьмы, большую часть которого горец отсидел в СИЗО, ожидая приговора. 6 декабря, через полгода после инцидента в Сергиевом Посаде, в Ставропольском крае от нескольких ножевых ранений погиб боксер Николай Науменко. Задержанными по этому делу оказались двое молодых кавказцев.
Разумеется, выходцы с Кавказа, приехавшие в Россию, не занимаются тотальным разбоем и убийствами. Считать так, игнорируя порядочных "южных гостей", было бы глупо. Но здесь в силу вступает незыблемый закон человеческого восприятия, согласно которому, люди замечают только плохое. Расулов, избивший полицейского, 11 чеченцев, устроивших драку с казаками и все прочие не в меру "горячие" гости российских городов старательно создают превратное впечатление о нации, к которой себя относят. На этом фоне действительно жаль президента Дагестана, российского Муфтия и других представителей южной культуры, которые вынуждены оправдывать свою страну и свою веру из-за тех, кто в грош не ставит то, о чем они говорят.
Самое интересное, что якобы гордящиеся своей родиной горцы, все равно настойчиво осаждают Москву и регионы. При виде 18 человек, танцующих лезгинку в десяти метрах от кремлевской стены, становится понятно, что "гости столицы" себя гостями вовсе не считают. Остается неясным один момент — как обезопасить себя, когда потерпевшие становятся виновными, а приезжие давно ведут себя как хозяева?