Насколько реальны угрозы срыва Олимпиады от «Имарата Кавказ»
Эксперты считают, что несмотря на беспрецедентные меры безопасности, принятые правительством России, существование последователей радикального ислама на Северном Кавказе угрожает безопасному проведению сочинской Олимпиады. Город может оказаться под прицелом кавказского подполья, так что сохраняется высокая вероятность терактов в месте проведения Олимпиады-2014. Видеообращение Умарова экспертам также даёт основу полагать, что с целью наведения угодного Кремлю порядка, на Северном Кавказе ужесточатся действия правоохранителей. Понятно, что ради сведения к минимуму террористической опасности правительство России предпримет все доступные ему меры. Но, с другой стороны, некоторые эксперты опасаются, что жёсткие действия силовиков могут наоборот, подстегнуть террористов.
Сразу с появлением в сети, заявление Умарова вызвало разные оценки в экспертных кругах. Они полагают, что заявление ставило себе целью сразу несколько задач. Одной из них было напоминание общественности о возвращении Умарова во внутреннюю политическую жизнь России; второй — напугать россиян и международную общественность; третьей — подорвать имидж страны угрозой срыва Олимпиады; четвёртой — мобилизация новых соратников с помощью исламского и черкесского фактора; пятой — подача определённого сигнала для благонастроенных к террористам лиц для активизации своих действий в районах Северного Кавказа и Центральной России.
Эксперты считают, что террористические организации и вооружённое подполье примут все возможные меры для того, чтобы заявление Доку Умарова не оставалось имиджевым заявлением и его призывы воплотились в дело. Эксперты на основе разведданных полагают, что мишенью террористов могут стать инфраструктура Сочи, стадион и часть сочинского Олимпийского парка. Никто не может гарантировать, что угроза не распространится на все олимпийские объекты, гостиницы и жизненно-важные экономические узлы города.
Известный русский политолог А. Малашенко считает, что заявление Умарова с высокой вероятностью может содержать элементы пиара, и что оно отрицательно повлияет на тех людей, которые планируют приехать в Сочи. Согласно его мнению, опасность исходит не только от Умарова. Правительство России, с учётом Бостонского теракта, должно выработать новые методы борьбы с терроризмом, чтобы суметь бороться с террористами-одиночками и пресечь теракты, запланированные ими. Обеспечение безопасного проведения Олимпиады эксперту Малашенко представляется вполне возможным, хотя, с сегодняшней точки зрения, из-за серьёзных провалов в деятельности правоохранительной системы России, полных гарантий безопасности нет.
Часть экспертов "Имарат Кавказ" считают проектом Запада, направленным на нарушение территориальной целостности России, а также на разжигание межконфессионального конфликта и гражданских войн. С учётом этого, по их мнению, после заявления Умарова силовики должны реализовать комплексные оперативно-розыскные мероприятия, так как неправильная реакция на данное заявление может стать катализатором разрушительных процессов внутри страны.
Известный журналист Орхан Джемаль считает, что вооружённое подполье постарается найти слабые места в системе безопасности сочинской Олимпиады. Джемаль также уверен, что заявление Доку Умарова относится к угрозам, которые обязательно надо учитывать, так как, по его мнению, Умаров постарается реанимировать свои временно пошатнувшиеся позиции и восстановить социальную базу подполья.
У сравнительно меньшей части опрошенных экспертов сложилось отчасти другое мнение по поводу заявления Умарова. Они не придают особого значения распространённому видеообращению с учётом того факта, что провозглашённый в 2012 году мораторий о неприменении силы не был выполнен. Хотя, этот довод весьма сомнителен: ведь на самом деле произошло обратное — ещё больше активизировались группировки, связанные с "Имаратом Кавказ".
С учётом вышесказанного, российские спецслужбы должны отнестись к угрозам Умарова с полной серьёзностью, исходя хотя бы из того, что сотнями религиозными фанатиками и сторонниками идеи джихада его призыв воспринимается, как призыв к террористической активности.
Эксперты считают, что главные действующие лица Бостонского теракта — братья Царнаевы — прямо или косвенно находились под влиянием "Имарата Кавказ". Несмотря на то, что Доку Умаров отрицает какую-либо связь с Царнаевыми, для него Бостонский теракт оказался приятным фактом: он сразу оповестил всех, что проект "Имарат Кавказ" вышел за пределы Северного Кавказа.
После Бостонского теракта Северный Кавказ оказался в центре внимания мировых средств массовой информации. Приближение сочинской Олимпиады, странный Бостонский теракт и видеообращение Умарова само собой вызовут заострение внимания США и Запада на Кавказскую проблематику. Видимо, приоритетность региона также возрастёт для России. Вопрос лишь в том, в чём именно выразится данная приоритетность.
Несмотря на колоссальные финансовые вливания и наращивания группировок силовых структур, обстановка в регионе остаётся непредсказуемой. Местное руководство, народы Северного Кавказа, явно не окупают расходы российских налогоплательщиков. Центральным властям необходимо принять своевременные, масштабные, порой и жёсткие меры для обеспечения безопасности на юге России и проведения Олимпийских игр без происшествий. Необходимо также улучшить условия проживания русских и казаков на Северном Кавказе, чтобы они не чувствовали себя второстепенными членами общества во враждебно настроенной среде.
Ольга Полякова
Специально для Kavkaz-news.net