В России издали ранний роман главного идеолога Третьего Рейха "доктора Геббельса"
"Российская газета" написала о том, что в серии "Проза великих" российское издательство "Алгоритм" выпустило роман "Михаэль. Германская судьба в дневниковых записях". Автор - главный идеолог Третьего Рейха, дипломированный филолог "доктор Геббельс". Листали страницы свежего издания и пытались ответить на вопрос: "Что интересного найдет российский читатель в автобиографическом опусе ближайшего соратника Гитлера?" - историк, член совместной комиссии по изучению новейшей истории российско-германских отношений Александр Борозняк и писатель Леонид Млечин.
Российские издатели утверждают, что к моменту написания романа Геббельс был чистым, романтичным юношей, бредящим социальной справедливостью, Гете и Достоевским. К слову, страдал хромотой, как Байрон…
Леонид Млечин: Конечно, ни Геббельс, ни Гитлер, в юности не исповедовали тех взглядов, с которыми они потом завоевали власть и которые пытались осуществить в Третьем рейхе. Молодой Геббельс не был занят политическими мыслями. Но в романе есть отражение его базовых представлений о жизни. Во-первых, некая тяга к равенству и справедливости, потому что он, как и многие немцы, был обижен на то, что кто-то в жизни преуспел больше них. А во-вторых, уверенность в том, что страдания немцев проистекают из того, что люди чуждой крови им мешают. Эти две базовые концепции присутствовали в голове у Геббельса довольно давно и постепенно были сформулированы им очень ярко. Фашистом в момент написания "Михаэля" он не был. Но абсолютно точно был национальным социалистом, то есть выступал против капитализма, при котором одни богатеют, а другие нет. Но болел при этом только за "своих", в том смысле что "чужие нам мешают и вредят - все беды от чужих". В 1920-е годы Геббельс был левее Гитлера, больше переживал о пролетариях и рабочем классе. Роман написан еще вовсе не "первым секретарем Берлинского горкома партии", которым он потом стал.
Александр Борозняк: Как политическая фигура Геббельс очевиден, об этом говорить не стоит. Но вот что важно. Работу над романом он начал в 1919 году, а в 1924 книга вышла и никакого успеха не имела, никакой критики не собрала. Геббельсу было 27. А в окончательном, переработанном виде роман появился в 1929-м, причем в официальном нацистском издательстве.
Правда ли что, книга эта в Германии никаким спросом не пользовалась и не переиздавалась?
Александр Борозняк: Переиздавалась 17 раз и последний раз в 1942-м году.
Но вернемся к вопросу наивности Геббельса. Он официально вступил в нацистскую партию в феврале 1925 года. Но уже в его "Михаэле" полно политики. У него было не просто желание стать литератором. Роман - почти автобиография, за исключением того, что герой бросил интеллектуальную деятельность и стал шахтером. Все юношеские комплексы Геббельса, связанные с его инвалидностью, его мысли о немецком "сверхчеловеке" - все здесь. И цитаты говорят о том, что политика очень интересовала автора: " Людям остается только один выбор: либо жить в условиях открытой диктатуры отважных и смелых людей, либо при лицемерной демократии трусов". Или: "Существует германская идея подобно того как существует русская. Им обеим предстоит схлестнуться в споре за будущее. Россия представляет опасность, которую нам надлежит преодолеть". Это разве не политика? И еще "Христос не может являться евреем. И я должен доказать это, только сперва не по-научному". Что такое "не по-научному" я надеюсь, понятно. Вот такой неполитический роман.
Здесь же "Российская газета" приводит список произведении руководителей НСДАП и фашистской партии Италии, включенные в Федеральный перечень экстремистской литературы:
Бенито Муссолини, "Доктрина фашизма", "Мемуары 1942-1943"
Геббельс Йозеф, "Дневники 1945 года"
Адольф Гитлер, "Майн Кампф" ("Моя борьба")
Генри Пиккер, "Застольные беседы Гитлера"
Альфред Розенберг, "Мемуары"
Генрих Гиммлер, "Эсэсовец и вопрос крови".