МВД проверит автозаки на устойчивость к побегам
После участившихся побегов арестантов из новых моделей автозаков, которые МВД сейчас закупает для своих нужд, в ведомстве назначена их техническая экспертиза. В первую очередь специалисты будут искать в их конструкции технические недоработки. Полицейские не исключают, что проблемы связаны с люками на крыше автозаков, через которые сбегают арестанты. Производители автозаков отвергают подозрения МВД и говорят, что конструкция люков здесь ни при чем, а сбежать из фургона можно, только договорившись с конвоем. Об этом пишут Известия.
Напомним, что 8 августа, среди белого дня, троим заключенным удалось покинуть автозак на 85-м км МКАД. Их перевозил конвой Щелковского ОМВД Подмосковья из местного ИВС в Зеленоград на специальном фургоне ГАЗ-3307. По предварительным данным, когда автозак попал в пробку на МКАД, арестанты Денис Пясецкий, Исо Курбоназари и Михаил Демочкин вскрыли крышку вентиляционного люка на крыше фургона, после чего спрыгнули на дорогу и убежали в соседнюю лесополосу.
Когда конвоиры заметили пропажу заключенных, прошло уже достаточно много времени. В районах около МКАД был объявлен план "Вулкан", и уже вечером 8 августа двое беглецов были задержаны. Третий арестант до сих пор находится в бегах.
Конвоиры, сопровождавшие задержанных, уже отстранены от службы, в отношении их проводится служебная проверка.
Это был не единственный случай побега арестантов при перевозке за последнюю неделю. Вечером 6 августа в подмосковном Егорьевске из спецавтомобиля ГАЗ-3309, также отжав люк, сбежал 17-летний гражданин Таджикистана, арестованный судом за кражу и грабеж.
Сразу после этих инцидентов МВД инициировало проверку действий конвоя и самой техники.
— Руководством МВД назначены технические экспертизы автозаков, в ходе которых будет сопоставляться конструкция различных узлов и деталей с нормативной и проектной базой, — рассказали "Известиям" в пресс-центре МВД.
Полицейские считают, что в последних модификациях автозаков могли быть определенные проблемы с конструкцией люков на крыше, чем и воспользовались арестанты. Источники "Известий" в МВД рассказали, что после первого побега арестанта в Егорьевске полицейские хотели даже заварить люки автозаков, но затем от этой идеи отказались.
— Люки на крыше автозака созданы для безопасности. В случае аварии или ДТП людей из фургона можно эвакуировать через них, — пояснил "Известиям" источник в МВД. — Другое дело, что в конструкции люков могли быть какие-то конструктивные или технологические недочеты — использовались слабые петли и замки, тонкий металл.
Производители автозаков считают подозрения МВД беспочвенными. Например, в нижегородской компании "Промавто", занимающейся производством и продажей спецтехники для пожарных, МЧС, полиции и других служб, "Известиям" рассказали, что никаких претензий к своей продукции они не получали и не видят для этого никаких оснований.
— В автозаках такого типа есть три потолочных люка, два из которых находятся в отсеках для заключенных — они открываются только снаружи и предназначены для эвакуации людей при ДТП. Еще один потолочный люк находится в отсеке конвоиров, его действительно можно открыть изнутри, — пояснили "Известиям" в компании "Промавто". — Таким образом, арестанты могли сбежать через люк конвоя, но для этого они должны были либо напасть на охранников, либо быть с ними в сговоре.
По словам представителя компании, в МВД существует очень жесткая система приема техники — автозаки тестируются службой собственной безопасности.
Напомним, что весной МВД объявило тендер на закупку до октября 2013 года 250 специальных автомобилей для перевозки задержанных и арестованных. На эти цели потратят почти 520 млн рублей. Это современные модификации, в которых есть в том числе и биотуалеты.
Больше всего МВД заинтересовано в "воронках" на шасси "автобусов особо малого класса и малотоннажных фургонов". Речь идет о фургонах типа "Газель" и "Газ" или их аналогах, которых закупят сразу 153 штуки. Вместимость такого автомобиля должна составлять не менее 12 человек: четверо заключенных в общей камере, трое — в одиночных, а также до пяти человек конвоя.
Второй вариант автозака (73 штуки) будет уже на основе небольшого грузовика грузоподъемностью до 4 т. В нем имеется только одна одиночная камера. В общих камерах могут поместиться до 18 человек. Конвой состоит из четырех человек — водитель в кабине и три охранника непосредственно в конвойном помещении внутри салона. Отдельно в комплектации прописано наличие биотуалета. Такая же новинка предусмотрена и в самом большом автозаке. Количество задержанных в таких машинах увеличивается до 27 человек. Именно эти автозаки использовались для перевозки задержанных активистов во время прошлогодних и недавних оппозиционных митингов в Москве.
Для конвоя предусмотрены полумягкие сиденья, в то время как для спецконтингента — "жесткие сиденья со спинками". О кондиционерах речи даже не идет, но в помещениях конвоя должны иметься жидкостные или дизельные отопители. Система вентиляции также довольно простая — "осуществляется через окно входной двери, аварийно-вентиляционный люк и — принудительная — через приточно-вытяжной вентилятор".
Любопытно, что контракт на покупку автозаков явно был подготовлен достаточно давно. На аукционных документах еще стоит фамилия замначальника управления организации материально-технического обеспечения департамента тыла МВД Сергея Горелика. Между тем, как сообщали "Известия", некоторое время назад он был освобожден от должности после скандала с закупкой программного обеспечения для информатизации МВД по завышенным ценам. Многие контракты, подготовленные еще при прежнем министре Рашиде Нургалиеве, заключены так и не были, а другие подверглись серьезной ревизии.