Региональным банкам дадут возможность заработать на капремонте
Участвовать в системе накопления обязательных платежей на капремонт
смогут кредитные организации, "которые отвечают установленным
Центробанком критериям надежности на основе национальных и международных
рейтингов". Соответствующий законопроект внесло в Госдуму
законодательное собрание Ростовской области (текст документа есть у
"Известий"). Сейчас средства, собранные с жильцов, перечисляются на
счета только тех кредитных организаций, собственный капитал которых
составляет не менее 20 млрд рублей. Этому критерию соответствуют лишь 35
банков из 937.
Законопроект депутатов заксобрания Ростовской
области корректирует поправки в Жилищный кодекс принятые в декабре 2012
года (№ 271-ФЗ), которые предусматривают введение обязательной
ежемесячной платы за капремонт общего имущества в многоквартирном доме,
уплачиваемой всеми собственниками помещений. По принятому в прошлом году
закону собственники квартир должны ежемесячно вносить дополнительную
плату в размере от 3 до 10 рублей с 1 кв. м жилой площади. Также закон
определяет две возможные схемы организации капремонта. В первом случае
средства на эти цели будут аккумулироваться на специальных счетах банков
с собственным капиталом больше 20 млрд рублей. В этом случае цепочка
выглядит следующим образом: жильцы вносят деньги на спецсчета
управляющих компаних (УК) и ТСЖ, а оттуда эти средства перечисляются на
счета кредитных организаций из списка. Второй сценарий предполагает
организацию капремонта через регионального оператора: деньги граждан
поступают в специальный фонд, аккумулирующего средства на ремонт, а
региональный оператор, согласно проекту закона, выступает прямым
заказчиком для подрядчиков.
Помощь государства собственникам,
УК и ТСЖ при таком подходе может заключаться в софинансировании
капремонта и содействии привлечению кредитных ресурсов, отмечают в фонде
"Институт экономики города". Однако в законе не прописано, какой должна
быть доля федеральных и региональных властей в софинансировании
капремонта. Поэтому, отмечают в фонде, оптимальным вариантом было бы
привлечение финансирования от банков.
Участие последних
способно разрешить одну из главных претензий собственников квартир —
деньги на капремонт регулярно платятся, но результат надо ждать годами.
Соответственно, думский законопроект открывает для банков новый рынок —
кредитования капитального ремонта.
Однако, как говорится в
пояснительной записке к законопроекту законодательного собрания
Ростовской области, только 35 банков из 937 соответствуют критериям,
установленным единороссами: "Между тем ограничение на участие в системе
накопления обязательных платежей на капремонт по размеру капитала
существенно сужает возможности привлечения дополнительных ресурсов, так
как наиболее вероятными кредиторами смогут выступать именно те банки,
которые обслуживают специальные счета".
В пояснительной
записке также отмечается, что региональные банки лучше знают местные
рынки. Они, не обладая капиталом свыше 20 млрд рублей, имеют высокие
международные кредитные рейтинги, указывается в документе. "Размер
капитала не является единственным и достаточным показателем финансовой
устойчивости и надежности банков, — говорится в пояснительной записке. —
Например, Агентство по страхованию вкладов для оценки финансовой
устойчивости банков, претендующих на участие в системе страхования,
использует группу показателей: достаточность и качество капитала,
активов, управления банком, его операциями, рисками, доходность,
ликвидность". Поэтому законодательное собрание Ростовской области
предлагает смягчить требования к банкам, в которых могут быть открыты
специальные счета фонда капитального ремонта многоквартирных домов.
Участвовать в системе накопления обязательных платежей на капремонт,
согласно новелле, смогут кредитные организации, "которые отвечают
установленным Центробанком критериям надежности на основе национальных и
международных рейтингов".
По данным фонда "Институт экономики
города", с 2013 по 2035 годы на капитальный ремонт многоквартирных
домов потребуется потратить от 5 трлн до 23 трлн рублей.
— К
2030 году потенциальный объем рынка кредитования капитального ремонта
может вырасти до 17 трлн, — отмечает директор направления "Городское
хозяйство" Института экономики города Сергей Сиваев.
В
Международной финансовой корпорации (IFC) приводят похожие цифры: 322
млрд рублей ежегодно вплоть до 2035 года (7,4 трлн). По данным
корпорации, жилищный фонд страны сейчас составляет 19,6 млн зданий общей
площадью 3,1 млрд кв. м, из которых 72% приходится на городские
поселения. Многоквартирный жилой фонд составляет 3,2 млн зданий общей.
Потребность в комплексном капитальном ремонте испытывают 93–96%
многоквартирных домов страны со средним сроком эксплуатации не менее 25
лет. В рамках региональных программ софинансирования Фондом ЖКХ средняя
стоимость ремонта в 2011 году составляла 833 рублей на 1 кв. м.
Однако,
сетуют и в фонде, и в IFC, банки сегодня не предлагают продуктов для
финансирования капремонтов, несмотря на потенциал рынка.
Банкиры поддержали инициативу законодателей.
—
Идея интересная и достаточно обоснованная с точки зрения установления
банкам равных условий доступа к рынку финансирования капитального
ремонта, — считает зампред Ланта-Банка Дмитрий Шевченко. — Размер
банковского капитала в этом вопросе не должен иметь определяющего
значения, поскольку, действительно, он не является ключевым
применительно к эффективности деятельности банка и его финансовой
устойчивости. Если способность приносить прибыль и зависит от размера
капитала банка, то большая прибыль банка при относительно небольшой
величине его капитала является как минимум доказательством того, что
деятельность такого банка эффективнее, чем деятельность банка с большим
капиталом, но с небольшой прибылью.
— Как показывает
практика, размер капитала не является прямым подтверждением устойчивости
кредитной организации, — соглашается начальник управления
корпоративного бизнеса банка "Стройкредит" Максим Анохин.
—
Средние банки, прежде всего региональные, гораздо лучше знают местные
рынки, за счет участия, в том числе, в сборе платежей за коммунальные
услуги, — отмечает управляющий директор по развитию бизнеса СБ Банка
Игорь Комягин. — Вообще, государству целесообразно было бы ввести единый
стандарт по минимальным требованиям к капиталу банков, наличию и уровню
национальных и международных рейтингов.