«Единая Россия» создала собственный штаб политтехнологов

Предстоящие выборы на региональном и муниципальном уровне 8 сентября дадут шанс оценить силу партий и самих кандидатов в политических технологиях. Как выяснили "Известия", в подходах партий к проведению выборной кампании имеются существенные различия. Так, "Единая Россия" отказалась от наемных пиар-менеджеров, "Справедливая Россия", судя по всему, не верит в свою победу, КПРФ отказалась от прямой агитации, и только ЛДПР ведет классическую "полевую кампанию". Опрошенные же "Известиями" представители парламентских партий, эксперты и некоторые чиновники из Кремля, оценивая представленные сегодня избирательные технологии, констатируют "унылую кампанию по выборам".

"Единая Россия", имея за плечами огромный опыт и ряд побед на выборах, решила сохранить стабильность и составить штаб из тех, кто ранее обеспечивал партии хороший результат.

Первый заместитель руководителя центрального исполнительного комитета "Единой России" Константин Мазуревский сообщил изданию, что в настоящее время партия верит в свои силы и отказалась привлекать в период выборов сторонних политтехнологов.

— Раньше на отдельных кампаниях были наемные политтехнологи. Сейчас у нас есть своя постоянно действующая структура исполкома, руководитель исполкома, заместитель по агитации и заместитель по партийной работе. В принципе штаб в миниатюре. Он разворачивается активно в период избирательной кампании, — отметил замглавы ЦИК ЕР.

При этом Мазуревский подчеркнул, что партия власти не отказывалась от активных "полевых" действий, доверенные люди на момент избирательной кампании "ходят и агитируют".

— Где проходят выборы, там везде наши люди выходят в "поле". Мы уходим от баннерной рекламы и переходим к живому общению с избирателями, — рассказал он.

Президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов полагает, что все же у "Единой России" есть проблемы — избиратели устали от партии власти, но в ряде регионов ее рейтинг не так уж и плох. В связи с этим кампании ведутся недостаточно динамично, а на региональном уровне риски использования административного ресурса сохраняются.

КПРФ решила отказаться от привычной агитации в регионах, когда депутаты на встречах призывают ставить галочку в бюллетене напротив их партии. Взамен этого, по словам депутата Госдумы, главы юридической службы компартии Вадима Соловьева, "агитаторы из Москвы" будут отчитываться о деятельности и успехах партии и фракции, чтобы люди оценивали не обещания, а реальные дела.

— Еще одним важным фактором нашей агитационной кампании является сбор подписей за отставку правительства, — рассказал "Известиям" Вадим Соловьев. — У избирателей огромное количество вопросов к депутатам, в том числе — почему КПРФ ставит вопрос об отставке правительства, есть ли у партии свое правительство. Ведь настроение у людей такое, что правительство надо в шею гнать.

В КПРФ уже составлен график, в какой регион и какой депутат отправится, чтобы поддержать партийных кандидатов. Глава партии Геннадий Зюганов планирует посетить наиболее проблемные либо наиболее значимые регионы с точки зрения выборов. Среди них Орловская область, а также Москва и Подмосковье.

В штабе партии также отмечают, что редко привлекают к разработке и проведению предвыборной кампании политтехнологов.

— Мы 20 лет варимся в собственном соку, а профессионалов со стороны брали всего пару-тройку раз, в частности, на выборах в Нижнем Новгороде, — пояснил Соловьев. — У нас есть свои специалисты.

В "Справедливой России" не могут назвать самый сложный для них с точки зрения кампании регион. При этом не везде партия ставит своей задачей победу. По словам депутата Госдумы Александра Агеева, главы предвыборного штаба кандидата в мэры Москвы Николая Левичева, для своего кандидата в Москве они ставят задачу занять второе место. На муниципальных выборах они будут считать плохим результатом, если их кандидаты не станут мэрами.

Говоря о сложностях нынешней кампании, Агеев жалуется на федеральные СМИ, которые, по его мнению, раскручивают "определенных кандидатов". При этом СР в эту кампанию разработала несколько новаций. Среди них — программа обучения наблюдателей.

— У нас есть новые технологии по обучению людей, как противодействовать вбросам во время голосования, — говорит Александр Агеев. — Мы реально моделируем избирательную комиссию, процесс голосования. После курсов люди говорят, что много лет работали наблюдателями, но не знали, что нужно делать. Надеемся, что это поможет нам. К тому же у нас есть свой электорат, в Госдуме у нас 14%.

В штабе кандидата в мэры Москвы от ЛДПР рассказали, что каждый день у Михаила Дегтярева проходит по 2–3 встречи во дворах, по результатам которых он и его коллеги-депутаты Госдумы вносят законодательные инициативы в нижнюю палату парламента.

— Начинаем агитировать дачников. Ежедневно у метро проводим по 40 пикетов с выставлением агитпалаток. Увеличиваем количество наружной рекламы, — заявляют в штабе либерал-демократов.

Как сообщил "Известиям" источник в Кремле, в настоящее время можно констатировать, что сейчас борьба ведется между технологически слабыми избирательными кампаниями, постоянно меняются политтехнологи, на работу берутся люди из разных смежных профессий, которые стоят дешевле, но эффекта от них мало. 

— Когда партии и кандидаты стремятся к победе, а потом выигрывают, запал теряется. И уже появляется вера в то, что можно выиграть "абы как", не прилагая усилий. Затем они сталкиваются с тем, что кто-то новый их обскакивает на повороте и ведет более профессиональную игру, — отмечает собеседник.

В Кремле удивлены теми технологиями, к которым прибегают кандидаты на выборах в главы регионов. Высокопоставленный источник в администрации президента полагает, что у кандидатов и партий не хватает веры в себя и креативности.

— Если тебе, как кандидату от оппозиции, не дали провести встречу с избирателями в каком-то здании, то сядь на крыльце, устрой мини-митинг. Но сейчас все больше и больше уходят от настоящего общения с избирателями, — отмечает кремлевский чиновник.

Директор Агентства прикладной и региональной политики Валерий Хомяков считает, что "Единая Россия" на этих выборах использует и "подпольную" избирательную кампанию. Члены этой партии, по его словам, идут как самовыдвиженцы, скрывая принадлежность к партии власти, чтобы не снизить свой рейтинг. 

— Ловко работает "Гражданская платформа", которая привлекает контрэлиты, бывшие ранее у власти. Раньше этим занималась "Справедливая Россия", но сейчас она проседает, а ГП сможет составить оппозицию ЕР в некоторых регионах, — отметил он.

Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин называет большинство кампаний инерционными, рутинными, а в некоторых регионах предсказуемо вялыми и скучными. И считает, что не стоит ждать никаких неожиданностей, которые привлекут внимание к выборам за пределами конкретного региона.

— Это связано с тем, что в большинстве случаев победитель известен заранее как в случае с выборами глав регионов, так и в законодательные собрания, — заявил он "Известиям". — Поэтому больших находок не делают и не видят в них большого смысла.

Одним из самых обсуждаемых вопросов, по его словам, является вопрос о том, получит ли "Единая Россия" право использовать в агитации образы президента и премьера. Ей было дано право использовать образ Медведева, который является председателем партии, но, по мнению Алексея Макаркина, ЕР это вряд ли что прибавит.

Эксперты отмечают, что московская кампания одна из самых ярких, так как в ней участвует радикальная оппозиция в лице Алексея Навального, который использует образ "борца за справедливость", при этом не гнушаясь практически каждодневного общения с  избирателями. Его прямой конкурент Сергей Собянин, имея самый высокий рейтинг из всех кандидатов, может себе позволить вести не столь усиленную агитацию своего электората, который и так видит его работу в действии. Другие же кандидаты имеют негативный образ, так как не верят в свою победу, в результате чего их избирательная кампания "уныла" и непонятна массам.


Читайте полную версию на сайте