Осенью ожидается кризис отечественной туриндустрии

но путешествовать без участия туроператоров многие россияне пока не готовы
 Об этом сообщает сайт газеты "Новые известия ".

"Черные дни" для российского туризма, собственно, наступили уже давно. Как отметила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, 2009 год стал последним относительно безоблачным с финансовой точки зрения годом для российской туриндустрии. А в этом году исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе предрекла банкротства для многих туроператоров. Собственно, "тревожный звонок" уже прозвучал. Банкротом стал один из старейших туроператоров страны – "Асент Трэвел". Для того чтобы решить проблему с "зависшими" в Италии клиентами этой компании, пришлось задействовать новый, весьма спорный, с точки зрения многих участников российской туриндустрии, механизм. Оплатой возвращения туристов занялось объединение "Турпомощь". Оно было создано как раз на случай таких форс-мажоров по инициативе правительства, и произошло это после банкротства в начале прошлого года туроператора "Ланта-тур". "Турпомощь" функционирует за счет добровольно-принудительных взносов других туроператоров.

В качестве главных причин банкротства "Асент Трэвел" Майя Ломидзе назвала, помимо всего прочего, тяжелый туристический сезон, вызванный неопределенной обстановкой в странах, где привыкли отдыхать россияне, и демпинг (в случае с этой компанией – на греческом направлении). В результате, как заметила г-жа Ломидзе "НИ", "Асент Трэвел" пришлось продавать свыше 80% туров ниже себестоимости. Что в итоге и привело к разорению. Не исключено, что в ближайшее время подобные аргументы будут звучать не раз. Ведь факторы, которые привели к банкротству старейшего туроператора, можно сказать, являются всеобщими.

Как известно, "арабская весна", а точнее, революции в Египте и Тунисе самым неблагоприятным образом сказались на российской туриндустрии. Но в 2013 году произошли, по выражению одного из экспертов отрасли, "тридцать три несчастья сразу". В дополнение к хронической нестабильности в тех же Тунисе и Египте политические волнения начались в Турции – можно сказать, последней зарубежной стране, где местная туриндустрия была "заточена" под дешевый "пляжный" отдых, который по карману небогатым россиянам. Кроме того, резко снизился поток туристов на одном из самых перспективных туристических направлений – в Хорватию. Еще совсем недавно отдых в этой стране был достаточно дорог. Однако гибкая ценовая и визовая политика, которую хорватские власти начали проводить в последние несколько лет, вместе с весьма агрессивной рекламной кампанией привела к тому, что по количеству российских туристов эта страна стала соперничать с соседней Черногорией. По данным статистического бюро Хорватии, в июне-июле прошлого года ее курорты посетило 100 тыс. россиян (а Черногорию, по информации местного министерства туризма, – порядка 120 тыс.). Но в этом году Хорватия вступила в ЕС и как следствие ввела визы с Россией. Количество желающих посещать эту страну резко снизилось. А в следующем году не исключено, что в ЕС вступит и Черногория.

Трудная международная обстановка наложилась на общую тенденцию развития российского рынка туриндустрии. Сами представители "Асент Трэвел" называют главной причиной разорения компании "всеобщий демпинг". И действительно, для него в российской туриндустрии сложились благоприятные обстоятельства. Как отметили "НИ" в Ассоциации российских туроператоров России, сейчас в стране действует несколько тысяч туроператорских компаний, которые соревнуются примерно за 4–6 млн. потенциальных клиентов (именно столько граждан России, по статистике Ростуризма, регулярно выезжают заграницу). Для большинства европейских стран это совершенно ненормальное соотношение. Например, во Франции на несколько десятков миллионов выезжающих приходится всего лишь около 400 туроператоров, в Германии – чуть менее тысячи. Итогом подобного положения является чрезвычайно активная борьба российских туроператоров за клиента. Компании стремятся застолбить за собой любой туристический маршрут, что приводит в итоге к переизбытку предложений, а значит, к снижению цен.

Между тем на Западе давно и хорошо известна альтернатива рискам, связанным с отдыхом при помощи туроператора, – это самостоятельный отдых. В той же Франции, по статистике, не пользуется услугами турагентств до половины всех туристов. У нас же этот показатель значительно скромнее: по данным Ростуризма, только порядка 10–15% туристов путешествуют самостоятельно. Корреспонденты "НИ", обратившись к нескольким туроператорам, рассмотрели плюсы и минусы отдыха в пятизвездочном отеле Шарм-эль-Шейха по системе "Все включено" в случае, если турист намерен пользоваться услугами посредника или обойтись без них. Путевка у турагентства обойдется порядка 45–50 тысяч рублей на двоих. В эту сумму входят билеты, проживание и питание в отеле, а также трансфер из аэропорта и обратно. Существенным плюсом отдыха по путевке является удобство – никакой мороки с бронированием, документами или транспортом. Плюс ко всему русскоговорящие гиды от турагентства, которые помогут сориентироваться на месте и подскажут, какие места стоит посетить. Стоимость поездки может оказаться значительно дешевле, если вам удастся приобрести "горящую" путевку. Однако о выборе места и отеля при покупке "горящих" туров речи не идет – что "горит", то и дают. И в этом, пожалуй, главный недостаток всех путевок – ограниченность выбора. Все экскурсии, предлагаемые в отелях туроператорами, как правило, значительно дороже тех, что вы можете приобрести самостоятельно в ближайшем городе. Еще один минус – чартерные рейсы, которые могут задержать, а то и вовсе перенести. К тому же, если вы по каким-то причинам захотите отказаться от путевки, придется выплатить солидную неустойку. Также надо быть готовым к тому, что туроператор может заставить вас доплатить за тур при изменении курса валют и цен на топливо.

Самостоятельное путешествие обойдется дороже – около 55 тысяч рублей на те же даты, в тот же отель. Дело тут прежде всего в авиабилетах – на двоих они будут стоить минимум 30 тысяч рублей. Придется также потратить время на поиск билетов и гостиницы. Кроме того, самостоятельное путешествие – это удел опытного путешественника. А таковых среди российских туристов немного. Ведь даже для поездки в Египет очень желательно знание хотя бы азов английского языка. Цена плюс отсутствие большого количества людей, имеющих желание и возможность совершать самостоятельные путешествия, видимо, и являются решающим объяснением, почему многие люди отдают предпочтение именно туристическим компаниям.
Читайте полную версию на сайте