Россияне не верят в рубль
Много сказано о том, что август, по какому-то странному стечению
обстоятельств, стал самым тревожным месяцем в судьбе современной России.
В первый день августа нынешнего года самыми обсуждаемыми темами стали
непрекращающиеся стычки с кавказцами в разных регионах страны и скачущий
курс рубля. Об этом пишет Игорь Петров на КМ.Ру.
Если немного подумать и сопоставить разрозненные факты, то получается, что две эти, казалось бы, очень разные проблемы имеют много общего. Главное сходство – они возникли из-за нежелания властей заниматься исполнением своих прямых обязанностей и вечной привычки подменять работу пустой болтовней.
Рубль начал колебаться еще в начале апреля, в разгар кипрского кризиса. Как выяснилось, на далеком острове "правильные ребята" из России хранили несметные богатства, в том числе и государственные. Райский уголок с арестованными капиталами в одночасье превратился в "остров невезения". Центробанку тогда впервые за много месяцев пришлось раскошелиться на 30 миллионов долларов и наводить порядок на отечественной валютной бирже.
В мае и июне министр финансов Антон Силуанов начал рассуждать о курсе отечественной валюты и возможной частичной девальвации рубля в интересах стабилизации федерального бюджета. Невнятные аргументы, а еще больше – попытки их опровергнуть, комментарии экспертов и коллег Силуанова по кабинету министров привели к тому, что сметливый народ кинулся в обменники.
В итоге, если с января по апрель Центробанк только покупал доллары и евро на внутреннем рынке, то в июне регулятор был вынужден продать более 2,2 миллиарда долларов, чтобы не создавать ажиотаж среди населения.
Надо особо отметить, что в этот период нам очень помогли стабильно высокие мировые цены на нефть. Если бы и они всерьез зашевелились, рубль бы просто рухнул, ни у кого не спрашивая разрешения.
Андрей Белоусов, Эльвира Набиуллина, Алексей Улюкаев и Антон Силуанов давали какие-то невнятные объяснения по поводу дальнейшего изменения курса, патриотично советовали, в какой валюте лучше держать свои сбережения, но все это было как-то неубедительно и бездоказательно. Народ понял, что, как и в национальном вопросе с кавказцами, власти сами не понимают, что происходит, и могут лишь озабоченно хмурить брови и жонглировать словами.
В России такое не впервой, поэтому население по привычке занялось валютным "самолечением". Кто-то продолжал скупать валюту, а кто-то начал экономить в ожидании худших дней.
Исследовательский холдинг "Ромир" опросил около 1000 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет, проживающих в городах с населением от 100 000 человек, в семи федеральных округах в надежде выяснить, что люди думают о судьбе национальной валюты.
Более половины граждан (51%) на вопрос "Будет ли девальвация рубля в ближайшее время?" ответили: "Возможно". Еще 13% уверены, что девальвация точно будет. Не верят в такой поворот событий 21% опрошенных. Около 15% не определились.
В возможность девальвации больше верят мужчины и вообще граждане старше 35 лет. Молодежь в счастливом возрасте до 24 лет оптимистично надеется, что все обойдется. Кстати, чем выше доход опрошенных, тем больше их уверенность в падении рубля.
Что делать? Извечная русская проблема. Четверть респондентов (25%) на вопрос "Что вы собираетесь предпринять, если девальвация все же произойдет?" ответили: "Ничего не буду делать, мне нечего спасать от девальвации". Нет ни вкладов, ни заначек.
Примерно столько же опрошенных (26%) дали похожий ответ: "Ничего не буду делать, буду жить, как и раньше". Причем большинство этой группы составили люди в возрасте от 45 лет и старше, то есть повидавшие на своем веку денежную реформу Павлова, реформу Черномырдина, кризис 1998 года, кризис 2008-2009 годов и много чего еще. Стоит ли удивляться их несуетливости?..
А 28% граждан собираются переводить свои рублевые накопления в валюту. Тут надо передать большой привет высокопоставленным "советчикам" – главе мегарегулятора Эльвире Набиуллиной и министру экономики Алексею Улюкаеву, которые совсем недавно убеждали всех не отдавать предпочтения зарубежным валютам, а остаться верными российскому рублю.
Еще 26% граждан в случае девальвации постараются сделать крупные покупки – автомобили, ювелирные изделия и бытовую технику. Тут главное – успеть. Может быть, надо начинать прямо сейчас.
На третий вопрос, "Каковы могут быть последствия девальвации лично для Вас?", 36% граждан собираются оптимизировать личные расходы, 19% будут вынуждены отказаться от крупных покупок и развлечений, 18% откажутся от некоторых товаров и продуктов, 15% отложат поездки за границу. 23% опрошенных сказали, что девальвация никак не повлияет на их финансовое положение, а еще 19% просто не знают, что им делать.
Какие же выводы делают специалисты холдинга "Ромир" из этого исследования?
1. Почти две трети граждан страны считают, что девальвация все же произойдет. То есть в устойчивость рубля они не верят.
2. Более половины россиян ничего предпринимать не собираются. Спасать нечего, а в очередной раз бежать за солью и спичками, мылом и крупой противно.
3. Четверо из десяти опрошенных либо переведут рубли в валюту, либо быстро все потратят.
4. Почти все понимают, что когда придут лихие времена, придется ужиматься в расходах и экономить на привычных вещах.
Но самое главное – наши люди ко всему готовы, имеют более-менее четкий план действий на крайний случай и не склонны поддаваться панике. И это радует.