Лидеры по употреблению мата в СМИ: «Сноб», Esquire и «Русский пионер»
За два года (с 30 июля 2011-го по 30 июля 2013 года) российские СМИ и
информационные проекты, в которых пользовательский контент публикуется
наряду с редакционным, использовали матерные слова 1133 раза, в среднем —
по три ругательства в день. Такие данные предоставила "Известиям"
компания "Медиалогия".
Во время исследования "Медиалогия" учитывала употребление четырех ключевых матерных слов и их производных.
В
печатных СМИ матерные слова использовались 117 раз, на телевидении и
радио всего 18. Больше всего матерились в интернет-проектах — 998 раз.
Чаще
всего в СМИ и информационных проектах с пользовательским и редакционным
контентом использовалось слово б... и его производные (397 раз), на
втором месте — х... и производные этого слова (299 раз), п... — 229 раз,
а е... — 208 раз.
По количеству употребления всех этих
четырех слов в сегменте интернет-СМИ лидирует проект snob.ru. Упомянутые
выше слова (а также их производные) на этом сайте использовали 354
раза.
Среди интернет-"матерщинников" также такие проекты, как
grani.ru, sports.ru, openspace.ru, Lookatme.ru, ruspioner.ru и др. В
категории "печатные СМИ" отличились журналы Esquire, все тот же "Сноб",
Time Out, "Русский пионер", Rolling Stone, "Русский репортер", а также
"Новая газета" и "Аргументы неделi".
Самая малочисленная
категория матерщинников — телеканалы и радиостанции. За два года в эфире
ТВ и радио не произносилось слово х..., четыре раза использовалось
слово п..., семь раз б... (в эфире радиостанций "Эхо Москвы", "Радио
России", "Голос России") и столько же раз выражение е... ("ОТВ-Прим").
Генеральный директор проекта Look at me Алексей Аметов говорит, что, согласно редакционной политике, руководство портала не вмешивается в творчество авторов.
— Обычно матерные слова используются в прямых цитатах.
Если человек использует в своей речи подобные слова и употребляет их во
время интервью, то высказывания не модерируются, — рассказал Аметов.
Руководитель проекта "Сноб" и главный редактор сайта snob.ru Николай
Усков рассказал "Известиям", что после вступления в силу закона,
запрещающего использовать в СМИ ненормативную лексику, в апреле 2013
года интернет-портал перестал быть СМИ.
— Мы отказались от
свидетельства о регистрации СМИ, и snob.ru стал социальной сетью. На
сайте опубликован не только редакционный контент, в том числе и статьи
из журнала, но и контент, создаваемый блогерами. А их у нас несколько
тысяч. Мы можем бороться, например, с вопиющей мерзостью, но отслеживать
всё не можем, не можем нести ответственность за содержание блогов, —
пояснил Усков.
При этом, по словам руководителя проекта
"Сноб", если в редакцию поступают письма из Роскомнадзора с
предупреждениями о недопустимости использования нецензурной брани, то
блогеры по просьбе редакции удаляют матерные слова.
В
Роскомнадзоре "Известиям" сообщили, что всего с апреля 2013 года
центральный аппарат и территориальные управления службы провели более 80
тыс. проверок.
— С 19 апреля 2013 года редакциям и
учредителям средств массовой информации Роскомнадзором вынесено 22
официальных письменных предупреждения за распространение материалов,
содержащих нецензурную брань, — рассказал официальный представитель
ведомства Владимир Пиков.
Также федеральная служба направила в
сетевые издания 176 обращений о редактировании контента, что
предусмотрено законом "О СМИ".
Российские законодатели в
последний год развернули активную борьбу с использованием ненормативной
лексики в СМИ. С апреля этого года брань в СМИ запрещена законом, ее
использование наказывается штрафами.
Несколько дней назад
стало известно, что комитет по вопросам семьи, женщин и детей Госдумы
предлагает блокировать аккаунты в соцсетях или другие страницы в Сети,
если их владелец в течение суток не удалит появившуюся там нецензурную
лексику. Глава комитета Елена Мизулина рассказала "Известиям", что
вместе с коллегами работает над соответствующими поправками в закон "О
защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Инфографика © Наталья Ренская