Минэкономразвития определилось с регламентом электронного кадастра

Минэкономразвития подготовило проект приказа, регламентирующего кадастровый учет земли в электронном виде. После его принятия оформлять собственность на земельные участки, сообщать об изменениях их границ и проводить иные операции, связанные с государственным учетом земли, можно будет через интернет, пояснил замдиректора департамента недвижимости ведомства Владимир Яцкий. Его слова цитируют Известия.

Сейчас для этого необходимо представлять документы в бумажном виде в Кадастровую палату (так называются региональные органы Росреестра, подведомственного Министерству экономического развития).

— Давно пора это было сделать. Электронные документы проще подавать, обрабатывать и, самое главное, отслеживать их движение. Кадастр регламентирует границы и размеры земельных участков. Чем больше будет прозрачность учета, тем лучше участник рынка будет понимать, что он приобретает, — говорит председатель совета московского отделения "Опоры России" Александр Жарков.

Ранее, в июле, президент РФ Владимир Путин подписал закон, создавший правовую базу для перехода к электронному документообороту в кадастровом учете. Чтобы перейти к электронному документообороту на практике, необходимо было прописать все необходимые процедуры.

— Приняты законы, но пока алгоритм действий не определен, неясно, как именно сдавать документы в электронном виде. Например, как передавать акт согласования границ? Его должны подписать все заинтересованные лица — как это сделать в электронном виде? Указание порядка электронных подписей решит эту проблему, — рассказывает кадастровый инженер компании "Гранд Кадастр" Екатерина Денисова.

В бумажных документах накопилось немало ошибок, признают участники рынка.

— Кадастр составлен из рук вон плохо. Наложение участков, дублирование записей — при объединении участков вносят новую запись, а старую не убирают, — делится опытом Виталий Можаровский, партнер юридического бюро Goltsblat BLP. — У меня в практике были случаи, когда участки пересекались на площади 5–10 га.

— Незначительное отклонение на миллиметр на бумажной схеме может привести к значительным финансовым потерям. В итоге владельцы дач дерутся из-за того, где стоит забор, хотя на бумаге все смотрится нормально, — рассказал член Общественной палаты Антон Коробков-Землянский.

Однако переход к электронному документообороту в земельных вопросах сулит не только исправление ошибок, но и активизацию мошенников.

— Это большое поле для мошенничества, — заявил Игорь Богданов, коммерческий директор компании "Своя земля". — Где гарантия, что данные не подтерты, что это не Photoshop (популярная программа для рисования на компьютере. — "Известия").

В электронном виде документами будет легче манипулировать, признает Коробков-Землянский. Он напомнил, что в России есть примеры эффективного электронного документооборота — например, уже не первый год граждане могут по интернету отослать в ФНС налоговые декларации. Но в случае с регистрацией земли возникает проблема — сейчас кадастровый учет введется в бумажном виде, поэтому проверить новые электронные документы будет не так просто.

— Вся Европа уже использует электронный документооборот, но в Европе очень просто проверить, существует ли документ. У нас же эффективного и качественного обмена документами между разными госорганами не существует в принципе, — сообщил Виталий Можаровский.

Игорь Богданов считает, что новый порядок работы будет саботироваться исполнителями.

— Все прекрасно знают, что Кадастровая палата, точнее, люди, которые там работают на исполнительских должностях, зарабатывают на клиентах. Люди стоят в очередях, есть ограничения по количеству дел, которые принимают за день. И есть компании, которые могут ускорить процесс, они обычно делятся своей прибылью с исполнителями. Если это поломать, то, естественно, исполнители будут не заинтересованы в регистрации и начнут саботировать, — считает он.


Читайте полную версию на сайте