Евгений Гришковец про маты в Интернете
Елена Мизулина - глава комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей - готовит
новые поправки в закон "О защите детей от информации, причиняющей вред
их здоровью и развитию".
Я помню, во время автограф сессии в книжном доме "Москва" на Тверской мне был задан вопрос о том, как я отношусь к мату в Интернете, который позволяют себе известные Интернет персонажи. Вот про это я и хочу сказать…
Представляете, я очень хорошо знаю основные матерные слова и многие их сочетания. Когда я служил на флоте, у нас была поговорка: "Матрос без мата, что солдат без автомата". И именно со службы я помню верные интонации, удивительные формы и сочетания тех самых слов. Я помню выдающихся мастеров и виртуозов, которые употребляли мат так самобытно и изобретательно, что возникала гордость за то, что я таких людей знаю (улыбка). И ещё я совершенно уверен, что пришвартовать большой противолодочный корабль к стенке (пирсу) в конце октября, когда от холодного ветра не гнутся пальцы, а холодные и мокрые швартовы кажутся неподъёмными... так вот, без мата такое действие совершить невозможно. Это просто невозможно физически. И много таких тяжёлых, мужских дел, которые без мата неосуществимы. В этом мате нет злобы, в нём есть необходимость. Я знаю, как часто мат необходим в каких-то терапевтических целях. Выругался тихонечко себе под нос или громко, в одиночку, и как-то полегчало, как-то отпустило... Но интернет совсем другое дело. Во-первых, слышать мат и читать его - это сильно разные вещи. Во-вторых, в присутствии женщин и детей материться нельзя. Просто нельзя. И те самые люди, которые изощрённо матерятся на палубе, на стройке, в шахте или на нефтяной вышке, не позволяют себе мата в присутственных местах. Потому что они знают вес и силу этих слов. А те мальчики и девочки, которые беспрерывно набирают пальчиками матерные слова на клавиатуре, очевидно не знают ни веса, ни силы, ни меры, ни вкуса. А главное, они, конечно, не умеют материться. Неуместность их мата говорит о том, что они не умеют этого. Мальчиками и девочками я называю и вполне взрослых и известных в Интернете персонажей. Просто, как только они начинают изъясняться при помощи мата, они сразу превращаются в мальчиков и девочек, которые вдруг почувствовали, что "ой, рядом нет мамы и папы" и можно не изображать из себя благовоспитанных детей.
Я помню отчётливо, как я в первый раз услышал так называемое "непечатное слово" с экрана. Это случилось в 1987 году, я тогда ещё служил. И в воскресенье в Доме офицеров мы смотрели фильм Швейцера "Крейцерова соната". Подавляющее большинство зрителей-матросов спали, а я смотрел этот фильм. И вдруг герой, которого играл Янковский сказал фразу: "Ты ведешь себя как б..." Я сначала не поверил своим ушам. Всё-таки это был Советский Союз, фильм снимал знаменитый режиссёр, да и материал был классический. Это слово прозвучало, как выстрел. Потом его заменили в этом фильме на слово кокотка. Но губы актёра произносят короткое слово. Помню,что я очень долго думал над тем, что услышал. И я понял, что для Швейцера совершить такое высказывание - был серьёзный поступок. Очень серьёзный, смелый и наверняка продуманный. И ему нужно было разбудить зрителей. Ему нужно было этим словом вернуть давно привычному тексту остроту и жизнь. Ему нужно было передать невыносимый гнев и отвращение, которое испытывал герой. И после этого слова зритель воспринимал весь оставшийся фильм совершенно иначе. Я думал тогда, будучи матросом, многие дни. Хотя, вокруг меня был практически сплошной мат. Вот что значит точное и, можно сказать, выстраданное высказывание.
Когда кто-то в компании или даже в телевизоре и уж тем более в Интернете беспрерывно сорит матом, когда экран телевизора воспроизводит движение губами, а динамик пикает - это всё мусор, это всё неряшливость, а самое главное, признание полной неспособности внятно высказаться и обозначить смысл своего высказывания. В этом есть даже не наглость и не смелость, в этом есть просто пренебрежение к окружающим, самому себе, к языку, на котором мы говорим, ну, и к смыслу в целом.
В моих текстах есть те самые слова. Их совсем не много. Для меня это всегда непростое решение. Но всегда очень взвешенное. Кто-то с этим несогласен, и я могу это понять. Но я уже испытал всю ту сложность, которая сопровождает момент физического написания этих слов на бумаге. И для меня всегда это сложно. Потому что написать - это не то же самое, что сказать. А кто-то это делает совсем легко. Таков же вес и их слов. Этого веса практически нет.
Может быть, кто-то считает, что это здорово и может быть даже модно - материться в просвещённом обществе. Полагаю, что это не модно и не здорово. По-моему, это выглядит весьма нарочито, иногда истерично, а чаще всего просто глупо. Свинство это (улыбка). Эх, послушали бы они нашего боцмана Хамовского!!! …
Опрос на ИА "Амител":
Читайте полную версию на сайте
Как уже сообщало ИА "Амител", она предлагает блокировать сайты, форумы и страницы в соцсетях с матерными постами, если такие посты не будут удалены в течение суток. "Речь идет, конечно, не о всей социальной сети, а о страницах провинившихся пользователей", - пояснила депутат.
По словам Мизулиной, необходимость подобных поправок вызвана большим количеством жалоб от родителей на нецензурную брань в интернет-изданиях, которые посещают дети.
Комментариев по поводу инициативы Мизулиной в Роскомнадзоре получить пока не удалось.
Предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться с мнением на этот счет известного литератора Евгения Гришковца:Я помню, во время автограф сессии в книжном доме "Москва" на Тверской мне был задан вопрос о том, как я отношусь к мату в Интернете, который позволяют себе известные Интернет персонажи. Вот про это я и хочу сказать…
Представляете, я очень хорошо знаю основные матерные слова и многие их сочетания. Когда я служил на флоте, у нас была поговорка: "Матрос без мата, что солдат без автомата". И именно со службы я помню верные интонации, удивительные формы и сочетания тех самых слов. Я помню выдающихся мастеров и виртуозов, которые употребляли мат так самобытно и изобретательно, что возникала гордость за то, что я таких людей знаю (улыбка). И ещё я совершенно уверен, что пришвартовать большой противолодочный корабль к стенке (пирсу) в конце октября, когда от холодного ветра не гнутся пальцы, а холодные и мокрые швартовы кажутся неподъёмными... так вот, без мата такое действие совершить невозможно. Это просто невозможно физически. И много таких тяжёлых, мужских дел, которые без мата неосуществимы. В этом мате нет злобы, в нём есть необходимость. Я знаю, как часто мат необходим в каких-то терапевтических целях. Выругался тихонечко себе под нос или громко, в одиночку, и как-то полегчало, как-то отпустило... Но интернет совсем другое дело. Во-первых, слышать мат и читать его - это сильно разные вещи. Во-вторых, в присутствии женщин и детей материться нельзя. Просто нельзя. И те самые люди, которые изощрённо матерятся на палубе, на стройке, в шахте или на нефтяной вышке, не позволяют себе мата в присутственных местах. Потому что они знают вес и силу этих слов. А те мальчики и девочки, которые беспрерывно набирают пальчиками матерные слова на клавиатуре, очевидно не знают ни веса, ни силы, ни меры, ни вкуса. А главное, они, конечно, не умеют материться. Неуместность их мата говорит о том, что они не умеют этого. Мальчиками и девочками я называю и вполне взрослых и известных в Интернете персонажей. Просто, как только они начинают изъясняться при помощи мата, они сразу превращаются в мальчиков и девочек, которые вдруг почувствовали, что "ой, рядом нет мамы и папы" и можно не изображать из себя благовоспитанных детей.
Я помню отчётливо, как я в первый раз услышал так называемое "непечатное слово" с экрана. Это случилось в 1987 году, я тогда ещё служил. И в воскресенье в Доме офицеров мы смотрели фильм Швейцера "Крейцерова соната". Подавляющее большинство зрителей-матросов спали, а я смотрел этот фильм. И вдруг герой, которого играл Янковский сказал фразу: "Ты ведешь себя как б..." Я сначала не поверил своим ушам. Всё-таки это был Советский Союз, фильм снимал знаменитый режиссёр, да и материал был классический. Это слово прозвучало, как выстрел. Потом его заменили в этом фильме на слово кокотка. Но губы актёра произносят короткое слово. Помню,что я очень долго думал над тем, что услышал. И я понял, что для Швейцера совершить такое высказывание - был серьёзный поступок. Очень серьёзный, смелый и наверняка продуманный. И ему нужно было разбудить зрителей. Ему нужно было этим словом вернуть давно привычному тексту остроту и жизнь. Ему нужно было передать невыносимый гнев и отвращение, которое испытывал герой. И после этого слова зритель воспринимал весь оставшийся фильм совершенно иначе. Я думал тогда, будучи матросом, многие дни. Хотя, вокруг меня был практически сплошной мат. Вот что значит точное и, можно сказать, выстраданное высказывание.
Когда кто-то в компании или даже в телевизоре и уж тем более в Интернете беспрерывно сорит матом, когда экран телевизора воспроизводит движение губами, а динамик пикает - это всё мусор, это всё неряшливость, а самое главное, признание полной неспособности внятно высказаться и обозначить смысл своего высказывания. В этом есть даже не наглость и не смелость, в этом есть просто пренебрежение к окружающим, самому себе, к языку, на котором мы говорим, ну, и к смыслу в целом.
В моих текстах есть те самые слова. Их совсем не много. Для меня это всегда непростое решение. Но всегда очень взвешенное. Кто-то с этим несогласен, и я могу это понять. Но я уже испытал всю ту сложность, которая сопровождает момент физического написания этих слов на бумаге. И для меня всегда это сложно. Потому что написать - это не то же самое, что сказать. А кто-то это делает совсем легко. Таков же вес и их слов. Этого веса практически нет.
Может быть, кто-то считает, что это здорово и может быть даже модно - материться в просвещённом обществе. Полагаю, что это не модно и не здорово. По-моему, это выглядит весьма нарочито, иногда истерично, а чаще всего просто глупо. Свинство это (улыбка). Эх, послушали бы они нашего боцмана Хамовского!!! …
Опрос на ИА "Амител":