Армия готовится к битве за Курилы
Независимое военное обозрение".
При этом в Забайкалье и на Дальнем Востоке изменится инфраструктура базирования военных аэродромов. Их станет больше, некоторые из них будут, возможно, размещены на Курильских островах, которые Япония считает своей территорией. Такие выводы следуют из доклада министра обороны Сергея Шойгу президенту Владимиру Путину о результатах масштабной проверки войск на Дальнем Востоке.
Понятно, что реализация этих планов возможна лишь при значительном увеличении финансовых расходов на армию. Но, по мнению экспертов, траты скоро окупятся. Ведь в Охотском море и на шельфе Сахалина открыты крупные месторождения нефти и газа. И эти ресурсы надо охранять.
Сергей Шойгу, анализируя действия поднятых по тревоге соединений и частей, считает необходимым изменить структуру Военно-воздушных сил и задействовать дополнительное число аэродромов, особенно в восточной части страны. В той части разговора с главой государства, которую показало ТВ, министр не говорил о задачах формируемых Сил быстрого реагирования. Хотя, видимо, именно о возможности переброски СБР на дальние расстояния и велась речь. "Крупные соединения, конечно, нуждаются в довольно серьезной авиационной поддержке, особенно при высадке десантов, – подчеркнул Сергей Шойгу. – А это, естественно, расстояние, это, естественно, пункты дозаправки, обслуживания. Поэтому мы представим на ваше утверждение в том числе и этот вопрос".
Не исключено, что именно в минувший вторник Владимир Путин утвердил новый документ о задачах СБР на Дальневосточном театре военных действий (ТВД). "Планы Японии по переформатированию Сил самобороны в армию, военная активность США вблизи российских территорий, которые официальные круги в Токио считают своими, позволяют сделать вывод о возможности военного конфликта в зоне Сахалина и островов Курильской гряды, – сказал "НГ" военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев. – Поэтому считаю своевременным подготовку России к отражению подобных угроз".
С его выводами согласен и капитан 1 ранга Константин Сивков, который несколько лет назад возглавлял одно из управлений в Центре военно-стратегических исследований Генштаба. Эксперт обратил внимание на тот факт, что в ходе проверочных учений войск на Дальневосточном ТВД выявилась значительная зависимость действий военной авиации от гражданских структур. "При существующих условиях российские ВВС не способны эффективно и быстро выполнять поставленные задачи, используя гражданские аэродромы. Необходимо менять законодательство, чтобы при объявлении сигнала "Тревога" все военные и другие организации, в том числе коммерческие, действовали по единому военному плану. Пока этого нет, Минобороны вынуждено формировать собственную военную инфраструктуру военных аэродромов и создавать (точнее, воссоздавать) собственную систему материально-технического обеспечения войск и авиации, как это было во времена СССР. Аутсорсинг, введенный прежним министром обороны Анатолием Сердюковым, не оправдал себя".
Офицер напомнил, что командующий Военно-транспортной авиацией ВВС генерал-майор Владимир Бенедиктов, анализируя проблемы переброски войск в ходе проверки, заявил, что "аэродромная сеть восточных регионов и топливно-заправочный комплекс Минобороны не позволяют в полной мере использовать возможности командования, в частности, аэродромы в Улан-Удэ, "Воздвиженка", "Кневичи". Бенедиктов также упомянул о задержках вылетов военных самолетов с гражданских аэродромов Хабаровска и Южно-Сахалинска. Сивков напоминает, что во времена Советского Союза подобных проблем при переброске войск по тревоге не было.
Генерал Неткачев считает, что аэродромная сеть в последнее время была значительно сокращена не только на Дальнем Востоке, но и в других регионах страны. По его данным, после реформы 2008–2009 годов, которую провел Анатолий Сердюков, из 245 военных аэродромов в России осталось сначала около 70 активно действующих. Затем эта цифра была доведена до 27 основных военных аэродромов. Менее четверти из них сосредоточены в Восточном военном округе. "Конечно, сеть аэродромов надо расширять. Но, по опыту, только ремонт взлетно-посадочной полосы (ВВП) где-то в отдаленном гарнизоне требует от 1 до 3 миллиардов рублей. Это большие деньги", – говорит эксперт. Он указал, что впервые в ходе проверочных учений в последние годы активно использовались военные аэродромы "Дзёмги" (Комсомольск-на-Амуре) и "Соколовка" (Уссурийск), а также аэродром, расположенный на Курилах (остров Итуруп). "На всех этих аэродромах необходимо провести дополнительную модернизацию и ремонт", – отмечает Неткачев.
Генерал-полковник Юрий Букреев, который в свое время в ранге заместителя начальника Генштаба возглавлял Главное управление Сухопутных войск, заявил "НГ", что создание эффективной аэродромной сети и обеспечение переброски войск – не самоцель: "Одна из главных задач – подготовить грамотных специалистов".
Мало кто обратил внимание на то, что, общаясь во вторник с президентом, Сергей Шойгу впервые признал, что "даже при всем желании, даже при самой высокой интенсивности обучения призывник, который у нас служит год, не в состоянии освоить такие профессии, которые сегодня требуются при работе со сложными системами". Из этого следует: или необходимо увеличивать срок военной службы, или набирать больше контрактников. Шойгу предлагает последнее. Президент вроде бы ему не возражает. "Но процесс подготовки военных профессионалов потребует значительных затрат", – полагает Букреев. Эксперт озабочен и тем, что увеличение доли контрактников в армии ведет к уменьшению подготавливаемых из числа призывников мобилизационных резервов, которые в случае особого периода должны пополнять войска. "Таким образом, увеличение доли профессионалов в армии должно быть соответственно сопряжено с подготовкой резервистов. А для этого также нужны значительные бюджетные средства", – говорит он.
Читайте полную версию на сайте
При этом в Забайкалье и на Дальнем Востоке изменится инфраструктура базирования военных аэродромов. Их станет больше, некоторые из них будут, возможно, размещены на Курильских островах, которые Япония считает своей территорией. Такие выводы следуют из доклада министра обороны Сергея Шойгу президенту Владимиру Путину о результатах масштабной проверки войск на Дальнем Востоке.
Понятно, что реализация этих планов возможна лишь при значительном увеличении финансовых расходов на армию. Но, по мнению экспертов, траты скоро окупятся. Ведь в Охотском море и на шельфе Сахалина открыты крупные месторождения нефти и газа. И эти ресурсы надо охранять.
Сергей Шойгу, анализируя действия поднятых по тревоге соединений и частей, считает необходимым изменить структуру Военно-воздушных сил и задействовать дополнительное число аэродромов, особенно в восточной части страны. В той части разговора с главой государства, которую показало ТВ, министр не говорил о задачах формируемых Сил быстрого реагирования. Хотя, видимо, именно о возможности переброски СБР на дальние расстояния и велась речь. "Крупные соединения, конечно, нуждаются в довольно серьезной авиационной поддержке, особенно при высадке десантов, – подчеркнул Сергей Шойгу. – А это, естественно, расстояние, это, естественно, пункты дозаправки, обслуживания. Поэтому мы представим на ваше утверждение в том числе и этот вопрос".
Не исключено, что именно в минувший вторник Владимир Путин утвердил новый документ о задачах СБР на Дальневосточном театре военных действий (ТВД). "Планы Японии по переформатированию Сил самобороны в армию, военная активность США вблизи российских территорий, которые официальные круги в Токио считают своими, позволяют сделать вывод о возможности военного конфликта в зоне Сахалина и островов Курильской гряды, – сказал "НГ" военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев. – Поэтому считаю своевременным подготовку России к отражению подобных угроз".
С его выводами согласен и капитан 1 ранга Константин Сивков, который несколько лет назад возглавлял одно из управлений в Центре военно-стратегических исследований Генштаба. Эксперт обратил внимание на тот факт, что в ходе проверочных учений войск на Дальневосточном ТВД выявилась значительная зависимость действий военной авиации от гражданских структур. "При существующих условиях российские ВВС не способны эффективно и быстро выполнять поставленные задачи, используя гражданские аэродромы. Необходимо менять законодательство, чтобы при объявлении сигнала "Тревога" все военные и другие организации, в том числе коммерческие, действовали по единому военному плану. Пока этого нет, Минобороны вынуждено формировать собственную военную инфраструктуру военных аэродромов и создавать (точнее, воссоздавать) собственную систему материально-технического обеспечения войск и авиации, как это было во времена СССР. Аутсорсинг, введенный прежним министром обороны Анатолием Сердюковым, не оправдал себя".
Офицер напомнил, что командующий Военно-транспортной авиацией ВВС генерал-майор Владимир Бенедиктов, анализируя проблемы переброски войск в ходе проверки, заявил, что "аэродромная сеть восточных регионов и топливно-заправочный комплекс Минобороны не позволяют в полной мере использовать возможности командования, в частности, аэродромы в Улан-Удэ, "Воздвиженка", "Кневичи". Бенедиктов также упомянул о задержках вылетов военных самолетов с гражданских аэродромов Хабаровска и Южно-Сахалинска. Сивков напоминает, что во времена Советского Союза подобных проблем при переброске войск по тревоге не было.
Генерал Неткачев считает, что аэродромная сеть в последнее время была значительно сокращена не только на Дальнем Востоке, но и в других регионах страны. По его данным, после реформы 2008–2009 годов, которую провел Анатолий Сердюков, из 245 военных аэродромов в России осталось сначала около 70 активно действующих. Затем эта цифра была доведена до 27 основных военных аэродромов. Менее четверти из них сосредоточены в Восточном военном округе. "Конечно, сеть аэродромов надо расширять. Но, по опыту, только ремонт взлетно-посадочной полосы (ВВП) где-то в отдаленном гарнизоне требует от 1 до 3 миллиардов рублей. Это большие деньги", – говорит эксперт. Он указал, что впервые в ходе проверочных учений в последние годы активно использовались военные аэродромы "Дзёмги" (Комсомольск-на-Амуре) и "Соколовка" (Уссурийск), а также аэродром, расположенный на Курилах (остров Итуруп). "На всех этих аэродромах необходимо провести дополнительную модернизацию и ремонт", – отмечает Неткачев.
Генерал-полковник Юрий Букреев, который в свое время в ранге заместителя начальника Генштаба возглавлял Главное управление Сухопутных войск, заявил "НГ", что создание эффективной аэродромной сети и обеспечение переброски войск – не самоцель: "Одна из главных задач – подготовить грамотных специалистов".
Мало кто обратил внимание на то, что, общаясь во вторник с президентом, Сергей Шойгу впервые признал, что "даже при всем желании, даже при самой высокой интенсивности обучения призывник, который у нас служит год, не в состоянии освоить такие профессии, которые сегодня требуются при работе со сложными системами". Из этого следует: или необходимо увеличивать срок военной службы, или набирать больше контрактников. Шойгу предлагает последнее. Президент вроде бы ему не возражает. "Но процесс подготовки военных профессионалов потребует значительных затрат", – полагает Букреев. Эксперт озабочен и тем, что увеличение доли контрактников в армии ведет к уменьшению подготавливаемых из числа призывников мобилизационных резервов, которые в случае особого периода должны пополнять войска. "Таким образом, увеличение доли профессионалов в армии должно быть соответственно сопряжено с подготовкой резервистов. А для этого также нужны значительные бюджетные средства", – говорит он.