Рост цен на водку заставил россиян снова полюбить чекушки

В апреле-мае нынешнего года по сравнению с декабрем-январем в розничных продажах водки в России выросла доля мелкой тары. На 13% увеличилась доля бутылок емкостью 0,25 л, на 29% — 0,20 л. Доля 0,38 л увеличилась больше всех прочих — на 37%. Привычных поллитровок продали меньше на 3%. Такие данные приводит в своем исследовании компания Nielsen (есть в распоряжении "Известий"). 

В абсолютном исчислении пол-литровая бутылка остается самой популярной — на ее долю приходится около 59% продаж. Но тара 0,25 л уже заняла второе место, опередив 0,7 л (10,4% против 10%).

— Это рациональное, с точки зрения экономики, поведение потребителей в условиях сильного подорожания продукта. При росте цен покупатели либо отказываются от продукта, либо сокращают его потребление, — говорит руководитель алкогольной группы компании Nielsen Марина Лапенкова.

Как известно, с января 2013 года минимальные розничные цены на водку повысились на 30% — до 175 рублей за полулитровую бутылку. В итоге, по данным Росстата, розничные продажи водки за январь–май 2013 года упали на 8,9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года — до 57,9 млн декалитров. Также в условиях роста цен потребители стали чаще выбирать небольшие бутылки.

Лапенкова отмечает, что покупателям требуется определенное время, чтобы привыкнуть к выросшим ценам, а до того они выбирают продукт в упаковках меньшего объема, но по привычной или близкой к привычной цене.

— Именно поэтому объем продаж водки в бутылках 0,25 л растет начиная с прошлого года и к лету 2013 этот сегмент занял 10% рынка в натуральном выражении. Рыночные игроки, предвидя этот тренд, расширяют ассортимент предложений в данном сегменте, что также стимулирует спрос, — объясняет эксперт.

— На фоне роста цен, вызванного увеличением акцизов на спиртосодержащую продукцию, у потребителя не всегда хватает средств, чтобы приобрести традиционную бутылку, — говорит Олег Глазунов, директор по маркетингу ООО "Золотая Мануфактура" (12 марок водки, в том числе "Белочка: Я пришла", "Русский бриллиант", "Выпь!"). По его словам, рост продаж маленьких бутылок в большей степени коснулся низкоценового сегмента.

В компании Nemiroff подтверждают, что на рынке крепкого алкоголя малые форматы берут верх.

— По нашим оценкам, доля формата 0,25 л в первом полугодии выросла почти на 15%, в то время как крупный формат по рынку в целом стагнирует, — говорит коммерческий директор "Немирофф Водка Рус" Татьяна Сырцева. По ее словам, в нынешней ситуации компания планирует в ближайшее время расширить линейку собственных торговых марок в России за счет выпуска напитков в бутылках 0,25 л, как в low-mainstream, так и в low-premium сегментах.

Маркетолог Стас Кауфман (создатель брендов водок "Путинка", "Володя и Медведи", "Рублевка") в беседе с "Известиями" сообщил, что "уменьшительная" тенденция на рынке может столкнуться с противодействием розничных сетей.

— Сетевой рознице малые форматы неинтересны, бутылки небольшого объема легче всего украсть, — объясняет маркетолог.

Напомним, что несколько дней назад глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко предложил установить минимальную цену на бутылку водки — 300 рублей.

Опрос на ИА "Амител":


Как часто Вы выпиваете?
Несколько раз в неделю 284 чел.
Два - три раза в месяц 209 чел.
Примерно раз в месяц 94 чел.
Реже, чем раз в месяц 217 чел.
Никогда не употребляю алкогольных напитков 151 чел.
затрудняюсь ответить 24 чел.
каждый день 96 чел.
исключительно по пятницам 108 чел.
Всего проголосовало: 1183 чел.

Читайте полную версию на сайте