Путин поедет в Иран исправлять ошибки Медведева
Москва ищет способ уговорить Тегеран отказаться от иска за срыв поставки комплексов С-300, - об этом пишет Александр Романов на КМ.Ру. Предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться с его статьей.
В российско-иранских отношениях накопилось много проблем. Для их разрешения в Тегеран в августе едет Владимир Путин, сообщает "Коммерсант". К тому же для визита сейчас сложилась благоприятная обстановка: к власти пришел новый президент страны Хасан Роухани, инаугурация которого пройдет 3 августа. Сам же визит российского президента должен пройти 12 августа, о чем газете сообщил источник, знакомый с его подготовкой.
Поездка будет использована для того, чтобы сдвинуть с мертвой точки переговоры по ядерной программе Ирана, выяснить, как тот собирается платить за желаемое им строительство Россией новых энергоблоков АЭС в Бушере, а также утрясти наконец вопрос с иском на 4 миллиарда долларов за сорванную Дмитрием Медведевым под давлением США поставку комплексов С-300. Теперь Россия предлагает Тегерану взамен комплексы "Антей-2500", обладающие даже лучшими характеристиками, но тот пока молчит.
Напомним, что Владимир Путин последний раз посещал Тегеран в октябре 2007 года, а до него туда ездил Иосиф Сталин – на Тегеранскую конференцию 1943 года. Между этими визитами лежит перерыв в 63 года, когда руководители нашей страны Иран не посещали.
Путин же в 2007 году участвовал в Каспийском саммите, в ходе которого встретился с президентом Махмудом Ахмадинежадом и главным человеком в Иране – аятоллой Хаменеи. Визит помог активизировать российско-иранские отношения, но ненадолго. Вскоре наступил период президентства Дмитрия Медведева и отношения резко ухудшились по причине отмены контракта на поставку Ирану ЗРК С-300.
В нынешнем визите, если он состоится, заложена еще одна символическая составляющая: Владимир Путин станет первым иностранным лидером, посетившим Иран после инаугурации нового президента Хасана Роухани.
Одной из ключевых тем визита, говорят информаторы газеты, будет непрекращающийся дипломатический конфликт вокруг его ядерной программы, суть которого состоит в том, что, как уверяет "Голос Америки", для производства ядерного топлива обогащать уран не требуется, а в Иране работают центрифуги, занятые именно этим. Обогащенный ими уран затем можно использовать в оружейных целях, боятся западные страны.
Напротив, в июне Владимир Путин объявил: "Иран соблюдает правила в ядерной сфере. Нет доказательств, которые бы говорили об обратном". Хотя тут же оговорился, что "незакрытые вопросы есть", но "если набраться терпения и доброжелательно работать друг с другом, то выйти на ответы можно".
Видимо, Москва рассчитывает именно на такую доброжелательность со стороны "реформатора" Роухани, которой не было у его предшественника. "Надо использовать момент – приход к власти нового президента, чтобы подтолкнуть переговоры, – пояснил источник в российских дипломатических кругах. – Визит даст возможность прощупать новое руководство Ирана и понять, готово ли оно сдвинуться в сторону большего учета требований мирового сообщества".
Впрочем, какова бы ни была позиция у Роухани по этому вопросу, но его возможности ограничены положением аятоллы Хаменеи, который и правит Ираном. А чтобы склонить того к компромиссу, нужны гарантии Запада по снятию санкций.
Два года назад Москва выступала с предложением по урегулированию иранской ядерной проблемы через пошаговые взаимные уступки ("план Лаврова"), но существенных сдвигов не добилась. Наблюдатели надеются, что визит Владимира Путина может реанимировать ту инициативу. "Все будет зависеть от переговоров с аятоллой Хаменеи, – говорит президент ПИР-Центра Владимир Орлов. – Для Путина эта поездка перспективная, но и рискованная: на попытке решить иранскую ядерную проблему поскальзывались многие". В то же время "Путину важно, чтобы российская внешняя политика была максимально независимой, а Иран остается самостоятельным центром силы, одним из ключевых игроков на Ближнем Востоке и в мире", считает эксперт.
Второй пункт сотрудничества – АЭС "Бушер". Находясь с визитом в Москве в начале июля, уходящий иранский президент Махмуд Ахмадинежад рассуждал о строительстве Россией в Иране новых энергоблоков как о фактически решенном вопросе, хотя Москва решения по нему еще не приняла, говорят источники.
"Росатом" достроил первый блок и не ведет других переговоров о строительстве, сообщили газете в госкорпорации. А в энергетических кругах говорят, что перспектива продолжить работу в Иране не слишком интересует "Росатом". Ему важнее получить заказы в Чехии и Финляндии, за которые сейчас и идет борьба.
Строительство же первого блока АЭС "Бушер" было для российской корпорации убыточным. Контракт готовился в 1990-х, тогда ставилась задача не получить прибыль, а хотя бы обеспечить заказами предприятия Минатома. Кроме того, "в Москве сомневаются, хватит ли у Тегерана денег на новые проекты", сказал источник.
Впрочем, добавил он, РФ "хоть и без восторга, но пойдет навстречу Ирану в этом вопросе – по политическим причинам". Эта уступка, как и предложение заменить С-300 на "Антей-2500", должна убедить Иран отозвать иск на 4 миллиарда долларов к "Рособоронэкспорту", тем более что замена обладает лучшими характеристиками. В ходе визита Путин должен затронуть и эту тему.
Тем временем в Кремле пока не подтверждают информацию о визите Путина в Иран. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил: "Пока не могу это подтвердить". И добавил: "Много визитов готовится, но как только они будут согласованы, о них будет сообщено".
Также следует упомянуть о некотором смягчении позиции Ирана в отношении США.
Верховный лидер исламской республики аятолла Али Хосейни Хаменеи не отрицает возможности диалога с США, но призывает к осторожности в отношениях с американским правительством, называя его "ненадежным", пишут "Московские новости" со ссылкой на агентство "Ассошиэйтед Пресс". С соответствующим заявлением Хаменеи выступил перед иранскими политиками в Тегеране, а в воскресенье вечером речь Хаменеи была опубликована на его сайте.
"Я говорил ранее в этом году, что не испытываю оптимизма по поводу переговоров с США, хотя в последние годы я не запрещал диалог по специфичным проблемам, как, например, по Ираку", – говорит Хаменеи. Далее он подчеркивает, что для успешных взаимоотношений с другими странами Ирану необходимо понимать их цели и тактику. Критерием успешности внешней политики Ирана он называет способность страны "продолжать свой путь, несмотря на попытки противоположной стороны помешать этому".
Тем не менее власти Ирана решили не приглашать лидеров США и Израиля на инаугурацию нового президента страны Хасана Роухани, которая состоится 3 августа, пишет "Российская газета". Согласно информации официального представителя иранского МИДа Аббаса Арагчи, на торжественную церемонию вступления в должность Роухани приглашены лидеры всех других мировых государств, включая Великобританию.
Также ранее Иран подтвердил готовность продолжить переговоры с "шестеркой" по ядерной программе страны. Избранный в июне президент страны Хасан Роухани намерен определиться с командой переговорщиков после инаугурации, которая пройдет 4 августа.
Последний раунд переговоров Ирана с шестеркой международных посредников (Россия, Китай, США, Великобритания, Франция и Германия) состоялся в апреле в Алма-Ате. В начале июня Иран подтвердил готовность принять участие в полноформатной встрече "шестерки", как только она будет согласована.