В правительстве предлагают компенсировать "сгоревшие" советские вклады в произвольной пропорции

4:1 в пользу государства
 novopol.ru.

Согласно разработанному в недрах финансового ведомства законопроекту, советские сбережения предполагается вернуть из расчёта четыре нынешних российских рубля за один советский. Это больше, чем в настоящее время предлагает Сбербанк, но в десятки, а то и в сотни раз меньше реального и справедливого размера компенсации.

Достаточно сравнить цены на продуты питания, товары народного потребления, услуги и т.д. по состоянию на вторую половину 80-х годов прошлого века с нынешними реалиями, чтобы почувствовать очевидную разницу.

На один рубль в далёком 1985 году можно было 20 раз прокатиться на метро, купить 100 коробков спичек или столько же стаканов газированной воды, в течение 10 дней ходить на утренние сеансы в кинотеатр, два дня питаться комплексным обедом в столовой или же один раз угоститься аналогичным обедом в ресторане, удовлетворить жажду четырьмя бутылками жигулёвского пива (без учёта стоимости стеклотары) или же пятью литрами разливного молока, 7–8 раз сходить в баню, сделать 50 звонков по телефону-автомату продолжительностью три минуты каждый... Словом, список можно продолжать. Но даже вышеприведенного перечня достаточно, чтобы провести аналогии с сегодняшним днём.

30 поездок в метро обойдутся в 900 рублей, 10 утренних киносеансов – в 700-1000 руб., пять литров самого дешёвого молока – в 100 руб. С телефонами сложнее, поскольку таксофонная связь уступила пальму первенства сотовой. Но, так или иначе, за 150 минут условного разговора придётся выложить примерно 500 рублей. Ну, а про общественные, доступные в том числе и для людей с небольшим достатком бани можно вообще забыть в силу их фактического отсутствия. В нынешних общественных банях действуют льготные дни или часы для пенсионеров, стоимость полутора-двухчасового сеанса для которых составляет минимум 150-200 рублей. Примерно столько же стоят бизнес-ланчи в кафе или чудом сохранившихся столовых.

В настоящее время действует государственная программа компенсации "сгоревших" советских вкладов в Сберегательном банке, признанных государственным внутренним долгом, который "гарантирован государственной собственностью". Однако реализация данного обязательства идёт со скрипом. Сначала власти выплачивали бывшим советским вкладчикам компенсацию из расчета два российских рубля к одному советскому. С 2009 года по вкладам, действовавшим по состоянию на 20 июня 1991 года, получить компенсацию могли граждане до 1945 года рождения включительно в тройном размере, а с 1946 по 1991 г. – в двойном. Если же владелец вклада скончался, то родственники имеют право на компенсацию оплаты ритуальных услуг в размере 6 тысяч рублей.

Впрочем, несмотря на столь мизерную компенсацию, многие старались использовать даже такую возможность, считая, что это всё же лучше, чем ничего. И их можно понять: за все последние годы разговоров о возвращении и справедливой компенсации в одночасье сгинувших в банковских закромах сбережениях было немало. Но разговорами всё и заканчивалось. Причина проста: государство не в состоянии произвести справедливый расчёт по вкладам с учётом инфляции, возможных процентов и т.д.

Согласно официальным данным, по состоянию на 20 июня 1991 года на открытых вкладах в Сбербанке находилось 315,3 млрд. советских рублей, а общее число вкладчиков оценивалось в 40 млн. человек. Начиная с 1996 года государством уже было выплачено 465 млрд. рублей, но надо признать, что это капля в море. Выплаченные компенсационные средства не решили проблему сокращения внутреннего долга и не сняли напряженность в вопросе выполнения обязательств перед вкладчиками, многие из которых не хотят мириться с предлагаемой государством подачкой.

Предложение Минфина из той же серии – увеличить пропорцию до четырёх нынешних рублей за один советский рубль. При этом финансисты честно признались, что полное восстановление вкладов с учетом инфляции и нынешней покупательной способности рубля привело бы к финансовой катастрофе. По состоянию на сегодняшний день, объём госдолга по сбережениям с учетом изменения покупательной способности рубля в условиях 2013 года составил бы порядка 29 трлн. рублей, что в шесть раз превышает объём федерального бюджета. И выплатить эту сумму, как утверждают в Минфине, просто нереально. Впрочем, почему решили установить именно такое соотношение (4:1), пока также остаётся загадкой.

Собственно, с той же самой претензией выступило и Минэкономразвития, добавив, что исходя из расчёта разницы покупательной способности современной российской и советской валют курс обмена должен составлять 85:1.

Впрочем, отсылая к закону 1995 года, МЭР говорит не столько о живых деньгах, сколько о неких государственных ценных бумагах, то есть долговых обязательствах, которые неизвестно когда будет выпущены и погашены. Такой вариант выглядит несколько предпочтительнее в том плане, что прогоревшие вкладчики будут хотя бы точно знать, какую сумму им задолжало государство.

Есть ещё и третий вариант: простить государству долг, который оно всё равно не может выплатить. Но простить не просто так, а за обязательства по реализации социальных программ. Допустим, в период до 2020 года. Правительство страны, президент могли бы отчитаться перед населением: столько-то денег должны, столько-то средств из бюджета было направлено на реализацию того-то и того-то. И вот тут-то вкладчики, как акционеры, оценили бы эффективность работы своих средств.

Так, наверное, было бы справедливо. Но это возможно только в том случае, если граждане доверяют государству, которое, в свою очередь, действительно старается решить возникшую проблему, а не ищет возможность в очередной раз сэкономить на своих гражданах.
Читайте полную версию на сайте