Считается, что по плану Сталина весь армянский народ должен был оказаться на Алтае
Авто "Алтайской правды" Анатолий Муравлев написал интересный материал о переселении армян на Алтай. Предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться с публикацией.
Время собирать камни?
Этот сюжет перекочёвывает почти без изменений из одной публикации в другую. К примеру, Асланбек Кячев в статье "Мысли благонамеренного читателя" (https://kyachev.ru) повествует: "Патриарха-Католикоса всех армян Геворка Чорекчяна Сталин вызвал к себе и сказал: "Вам, армянам, нужно перебраться на Алтай. Что вы потеряли в этом Закавказье? Постоянно земли требуете, жалуетесь. Говорите: живём на голых скалах, вот и перебирайтесь. На Алтае земли много, будете жить просторно и хорошо. Мы о вас позаботимся".
"А как же быть с нашими древними храмами?" – возразил ему католикос.
Сталин понял его по-своему и весело ответил: "О-о, перенёсем на Алтай! Пронумеруем каждый камень, перенесём, там соберёте!"
Известный публицист Рубен Баренц также пишет, что будто бы Сталин после окончания войны встретился с католикосом и заявил, что армянскому народу следует переселиться на Алтай.
Католикос, внимательно выслушав Сталина, согласился с его доводами и попросил всего лишь об одном условии. "Каком ещё?" – с интересом спросил Сталин. "Я хочу, чтобы вы и Арарат перенесли на Алтай…" - "Идытэ, ми об этом падумаем", – будто бы ответил вождь народов.
На чём основаны рассказы об итогах этой важной встречи – неизвестно, сноски о документальных источниках в публикациях отсутствуют.
Кажется, впервые этот сюжет был описан 11 августа 1991 года в газете "Московские новости". Привожу его без купюр: "Католикос армян под страшным секретом рассказывал поэту Аветику Исаакяну, что после войны его вызвал к себе Сталин и сказал: "У вас в Армении не хватает земли? Вам некуда деть репатриантов? Вы хотите вернуть земли, отнятые у вас турками? А у нас в стране много земли. Например, мало заселён Алтай. Его можно заселять армянами".
Теперь немного яснее. Но ведь дыма без огня не бывает…
Была ли подобная встреча? Была. Это зафиксировано в "Журнале посещений" секретаря ЦК партии и председателя Совнаркома СССР Иосифа Сталина: "19 апреля 1945 года. 19 часов 30 минут – 19 часов 50 минут".
Кто участвовал в аудиенции? Кроме вождя Геворк (Георг) Чорекчян (Србазан), который на момент встречи был не Католикосом всех армян, а его местоблюстителем (исполняющий обязанности, заместитель), архиепископом. Святой престол пустовал уже семь лет. Католикосом Чорекчяна изберут лишь через два месяца, 16 июня 1945 года, отныне его будут называть Георгом VI.
Из ныне опубликованных официальных материалов ясно, что вопрос о переселении армян на Алтай на памятной встрече даже не обсуждался. Известно, что Сталин радушно принял высшее духовное лицо Армении, выразил ему благодарность за патриотическую деятельность, в том числе в сборе средств для создания танковых подразделений "Давид Сасунский" и "Генерал Баграмян".
Сразу же после встречи со Сталиным вновь открылась духовная академия. Стали функционировать храмы Сурб Гегард и Хор Вирап и ряд церквей. Также была возвращена церковь Святого Григория Просветителя, бывшая резиденцией "Свободной церкви".
Репатриация
В конце памятной встречи, когда местоблюститель католикоса собрался прощаться, Сталин сказал ему: "Скоро война кончится. Наше правительство собирается забрать у Турции отданные в 1921 году западные губернии Армении. Ясно, что на этих землях должны жить армяне. Желательно, чтобы это были те армяне, которые были вынуждены бежать из Турции и теперь живут в рассеянии. Поэтому надо организовать иммиграцию около ста тысяч армян. Скоро об этом будет постановление правительства. Вы же в свою очередь должны нам помочь в этом".
Речь шла об армянских землях, отданных Лениным Турции по условиям Московского договора от 16 марта 1921 года. Верил в торжество мировой революции, когда народы всех стран объединятся в один союз?
Заявление Сталина о необходимости возврата земель и скорейшем приезде армян из-за рубежа в СССР местоблюститель воспринял восторженно. Но последовавшая в начале августа 1945 года атомная бомбардировка японских городов Хиросимы и Нагасаки изменила решение Сталина о территориальных требованиях в отношении Турции. Вождь народов заявил тогда членам политбюро: "Поход на Стамбул отменяется… до лучших времен. А турки пусть вечно благодарят японцев, которые ради них пожертвовали собой…"
Несмотря на это, в ноябре 1945 года Правительство СССР издаёт указ о репатриации зарубежных армян. Благодаря в том числе и усилиям католикоса несколько десятков тысяч армян вернулись на родину предков. К 1 марта 1948 года насчитывалось уже 86 346 репатриантов из 12 арабских и европейских стран.
Хотя репатриантами в полном смысле называть их нельзя – это были преимущественно потомки пострадавших от геноцида 1915 года, когда Османская Турция вырезала полтора миллиона армян, а ещё более миллиона их соотечественников разбрелись по всему свету.
Однако новый католикос не знал о том, что Западная Армения не будет присоединена. Да и сотен тысяч бывших соотечественников, которые пожелали бы приехать в СССР, не набиралось. А именно массовый приезд новосёлов мог стать основанием для предъявления советским руководством территориальных претензий к Турции. Те же, кто уже приехал в советскую Армению, оказались без необходимой помощи, обещанной Правительством СССР, многие остались без жилья и средств к существованию.
Георг VI тяжело переживал трагедию. Но знал бы он, какие ещё более страшные испытания ждут этих людей!
Депортация
В первой половине 1949 года в высшем руководстве СССР созрел план депортировать часть армянского народа в Сибирь. Многим его представителям инкриминировались надуманные обвинения: участие в армянском легионе, шпионаж, членство в партии "Дашнакцутюн" ("Дашнак"), или "Армянском революционном содружестве". Она была правящей в независимой Республике Армении в 1918-1920 годах, а в ноябре 1920 года была разгромлена Красной армией. Её лидеры эмигрировали в Европу. В годы Второй мировой войны официальная ориентация партии, точнее, её Центрального бюро была союзнической, её главной целью являлось спасение армян где бы то ни было всеми имеющимися в распоряжении средствами.
Во втором томе книги Александра и Веры Сыщенко "Репрессированные народы на Алтае в ХХ веке. Спецпоселенцы 1941-1956 гг. Алтайский край. Российская Федерация" приводятся документы о прибывших в наш регион летом 1949 года 15 эшелонами 12 728 спецпоселенцах армянской национальности. Среди них оказались не только жители Армении, но и армянонаселённых районов Закавказья, регионов России и даже Средней Азии.
Ночь с 13 на 14 июня 1949 года стала чёрной для представителей этого народа. Солдаты окружали дома со всех сторон, не разрешая приближаться родственникам или соседям.
На новом месте
Из воспоминаний ссыльного Александра Мхитаряна: "Четыре дня спустя мы в сумерках очутились среди голой алтайской степи, где и услышали команду: "Всем с вещами покинуть вагоны!" Так началась шестилетняя эпопея нашего пребывания в этом чужом краю, откуда не всем суждено было вернуться назад, в том числе моей бедной матери Астхик. Вечная память им всем!"
Депортанты не могли после окончания школы продолжить образование. Юношей не призывали в армию, их считали недостойными служить Родине. Все спецпереселенцы обязаны были регулярно отмечаться в комендатуре, не имея права отлучаться куда-либо.
В книге Татьяны Щегловой "Деревня и крестьянство Алтайского края в XX веке. Устная история" приводятся рассказы жителей посёлка Урожайного Зонального района о ссыльных армянах. Они отмечают, что бывшие жители солнечной республики быстро и умело решили жилищную проблему, возведя саманные дома из глины и соломы.
Иван Горшков в книге "Вот моя деревня" рассказывает об армянах, прибывших в 1949 году в село Колыванское Павловского района: "Их было в Колыванском несколько семей – Шанукян, Атоян, Саркисян, Погосян… Мужчины и парни умели хорошо играть на духовых музыкальных инструментах. В первые же годы своего пребывания в селе они создали духовой оркестр, привлекли в него и местных парней, способных к игре на духовых инструментах. Оркестр внёс живинку в культурную жизнь села, а его создателей зауважали местные жители".
Большие группы армянских ссыльных в первой половине 1950 годов проживали также в Тогульском, Мамонтовском, Славгородском и других районах.
В июле 1954 года в Армении образовали комиссию по пересмотру дел осуждённых в лихую годину. По мере рассмотрения дел с 1955 года уцелевшие из высланных стали возвращаться домой.
В настоящее время в крае проживает свыше 30 тысяч армян. В Барнауле действуют центр армянской культуры, несколько национальных общественных и религиозных объединений, в том числе Союз армян Алтайского края. А в Армянском доме проходят встречи, репетиции и выступления творческих коллективов, заседания клубов, занятия воскресной школы. Организованы танцевальные и вокальные ансамбли, команда КВН, футбольная команда, которая не раз успешно выступала на Панармянских играх.
12 октября 2007 года возле здания АлтГУ на Ленинском проспекте был установлен памятник, символизирующий российско-армянскую дружбу. Он представляет собой раскрытую книгу со страницами русского и армянского алфавита.
А 19 октября 2008 года в Барнауле была открыта апостольская церковь Святой Рипсиме, которую освятил прибывший на Алтай Католикос всех армян Гарегин II.
Армянская диаспора вносит заметный вклад в развитие региона. Среди армян были и есть известные учёные, медики, юристы, строители, бизнесмены: ныне покойный академик ВАСХНИЛ Шаген Мкртчян; доктор медицинских наук Баграт Саркисян; предприниматели Владимир Фарашян, Генрих Еганян, братья Мгдесяны, Бабкен Шагинян, Юрий Ароян; художники Арам Маилян и Владимир Кешишев; певец Григорий Есаян; чемпион России по боксу Рудольф Асатурян и другие.