Платон Беседин: Доедая Родину. Кому и для чего нужен comeback in USSR
Всё, похоже, начиналось пять-шесть лет назад с моды на слово "СССР". Его лепили на одежду, утварь, продукты, здания, технику – куда только можно. То ли как привет из прошлого, то ли как знак качества. Модники щеголяли им и в нём с показным удовольствием. Советский стиль вновь оказался в тренде.
Взялись советизировать Россию рьяно, с места в карьер. Сначала поработали с празднованием дат, напоминающими о конкретных великих победах и достижениях (День Победы, День Космонавтики). Придали антуража, размаха. Эти даты вдруг стали важными не только для участников и соучастников, но и для народа в целом.
Сложный переходный процесс переживают сейчас фрагменты империи СССР, до последнего момента сохранившей под маской "социализма" нормы традиционного общества. Очередные полит-модернисты прививают на отечественную почву зады западных теорий. Есть надежда, что анархичный по духу своему народ "спустит на тормозах" очередной проект властей – и останется самим собой, несущим в своих родовых клеточках ценности традиционного общества, чисто человеческие ориентиры – справедливость/своеволие, достоинство/упрямство, доброту/ревность.Пост-имперское мышление и пост-модернПраздновали всегда с обязательным манифестом о величии страны. Можем, мол, братцы. Собственно, ради этого манифеста всё и устраивалось: напомнить людям, что они не абы где живут. Напоминаниями увлеклись так, что даже решили вернуть звание Героя Труда.
Лишь бы каждый россиянин почувствовал гордость за свою страну-победительницу. И чем полнее он это почувствует, тем быстрее забудет, что той страны, собственно, уже нет. Есть другая – её преемница, не совсем победительница. Но в сознании среднестатистического россиянина, по замыслу распорядителей, они должны отождествиться друг с другом.
Ведь российскому правительству сегодня нужны конкретные и эффективные свидетельства величия той страны, которой они управляют. Это, собственно, будет доказательством эффективности их работы. Нужны психологические основы нового прекрасного мира, который обещают вот уже двадцать с лишним лет.
Это, как та вечная, исконно русская, стройка. Приехали строители, вырыли яму, уехали. Для чего приезжали? Неясно. Проходит три-четыре месяца, приезжают вновь. На этот раз – с какими-то металлическими трубами, бетонными кольцами. Обносят разрытую яму забором. И уезжают вновь. Что получится в итоге – да и получится ли? – не предсказать.
Так и с новой Россией. Что-то там собираются строить, возводить. Забор, правда, сразу поставили. Чтобы не лазили, не воровали. На всех ведь не хватит. И табличку повесили: "Ремонтные работы ведёт ООО "Правительство Российской Федерации". Окончание срока работ – …".
Когда ремонт кончится, строительная контора не знает. Только догадывается. Осталось-то, как говорит мой дед, начать и кончить.
С материальной базой легче – природных ресурсов хватает. А вот с основами психологическими, ментальными – куда сложнее.
Западные ценности, не смотря на всю внешнюю преемственность, на проблемной российской почве всё-таки не прижились. С восточными оказалось ещё сложнее. Ну а на свои так и не сподобились.
Перетасовав прорабов, решили действовать по проверенной истине, что всё новое – хорошо забытое старое. И, будто шаманы, принялись оживлять призраков советского прошлого, используя их как спасательный круг для поддержания на должном уровне гордости россиянина.
Потому что своих достижений нет. Нет национальной идеи. Нет чёткой системы. Нет работающей промышленности. Нет боеспособной армии. Нет эффективного здравоохранения. Нет победоносного спорта. Нет развивающего образования. И главное – нет ощущения единства. Всё это осталось в прошлом. В той – как ни крути – великой державе. В стране ж нынешней всё по-другому.
Как написал мне один инженер из Красноярска: "Я бы уехал. Да некуда. И не за что". Вот и вся, собственно, квинтэссенция российского гражданина.
Можно, если напрячься, представить себе американца, мечтающего быстрее свалить из родной страны. Но тяжко вообразить американца, стесняющегося своего гражданства.
Нет, конечно, встречаются и отдельные российские экземпляры – преимущественно бурно отдыхающие за рубежом, – которые сотрясая грудную клетку, манифестируют "Я – русский!". Но вот так, чтоб массово, трезво – этого нет.
Россияне не чувствуют себя нужными государству. Они, занятые проблемой элементарного выживания, отчуждены от самого понятия "Родина".
Да и о самих россиянах вспоминают лишь в канун выборов. Остальное время на них благополучно кладут с мандатом, периодически подкармливая второсортным хлебом и сомнительными зрелищами.
Государство и население идут параллельными курсами. Более того, люди радуются, когда удаётся прожить день без встречи с представителями власти (милицией, работниками ЖКХ и т.д.). Потому что чувствуют себя, будто на оккупированной врагом территории. И от такой жизни в них зреет ярость.
Последние события – тому подтверждение. Власть это хорошо понимает. Народ, униженный и оскорблённый, стесняющийся своего гражданства, неизбежно представляет опасность. Любить Родину ему, конечно, не обязательно, но вот уважать точно стоит. Было бы за что.
Для уважения ведь нужны аргументы. Их отыскали в советском прошлом. Ими дали полюбоваться. Потому что отрицать величие СССР как державы, независимо от воззрений, действительно сложно. Сакральное "нас боялись" работает в сознании чётко.
Благо, что вся эта метафизическая "советизация" России попала на удобрённую почву. Народ, терзаемый ностальгией, и сам был бы рад вспомнить былое величие. А вдруг оно оживёт и оживит? Ностальгия проникла во все сферы, уголки российской действительности.
В 1978 году на экраны вышел фильм "Странная женщина". Про любовь юноши к зрелой даме и ее ответное сложное чувство. То есть на тему секса (а не возвышенной любви, или семьи и брака). Но мало того. В рецензии на этот фильм газета "Комсомольская правда" отметила, что в СССР каждый третий брак – распадается. Это буквально назавтра перепечатала вся мировая пресса. Потому что цифра эта была едва ли первым за десятки лет официальным (в советской официальной прессе опубликованным) указанием на количество разводов в СССР. Советский сексИначе откуда все эти бесконечные атрибуты советского в быте, искусстве, СМИ, моде? Куда ни ступи – наткнёшься на палатки, ларьки, магазины "Белорусские продукты", "Узбекская выпечка", "Молдавские вина". На них, как символы качества, советские ГОСТы. Главные российские писатели признаются в левых социалистических взглядах. Радио-, телеэфиры забиты песнями, передачами либо из советского прошлого, либо под него. Даже пиво, которого, говорят, не было в СССР, маркируется под ту эпоху.
Но всё это – лишь внешние свидетельства ностальгии. Главный же фокус в том, что если Карл Маркс был прав, и бытиё определяет сознание, то у россиян оно по-прежнему остаётся "советским". Так как живут они, в буквальном смысле, на всём советском.
Простой пример: около 80% российской водопроводной системы построено при СССР и давно превысило срок эксплуатации. Аналогичная история со всем ЖКХ.
Заводы, школы, больницы, танки, корабли, электростанции, даже столбы – всё это досталось России (то, что не разворовали) от Советского Союза. Обновлять хозяйство, похоже, никто не собирается. И, тем более, не собирается создавать новое.
Что кроме бесчисленных торговых и развлекательных центров было построено после развала Союза? Сколько открыто новых больниц, школ? Сколько заводов и производственных линий запущено? Что сделано для этой страны, кроме того, что забрано из той?
Современная Россия инерционно движется по советским рельсам. Вопрос – насколько хватит инерции, и когда кончатся рельсы?
Думать об этом придётся, потому что страна всё больше напоминает обглоданный скелет советского исполина, мясо которого подходит к концу. Доедают то, что осталось от Родины.
Фото: CountRay/ deviantart.com