Московские власти подключат к профилактике правонарушений лидеров северокавказских республик

Московская полиция в течение июля и августа намерена проводить встречи с главами северокавказских республик и договариваться о мерах профилактики этнической преступности. Об этом "Известиям" сообщили в пресс-службе управления МВД по Москве. В регионы будут направлять списки граждан, совершивших в Москве административные правонарушения или находящихся в розыске за совершение преступлений. Формировать перечни будут сотрудники Центра оперативно-разыскной информации и Управления уголовного розыска соответственно. В настоящее время достигнута договоренность с главой Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым. Следующие на очереди — Дагестан, Кабардино-Балкария и Ингушетия.

— Речь идет о гражданах РФ — жителях республик, входящих в ее состав, в которых традиционно сильны способы профилактического воздействия через семью, старейшин, глав рода, — уточнили в пресс-службе. 

Исполняющий обязанности главы департамента региональной безопасности Москвы Алексей Майоров, в свою очередь, пояснил, что единого механизма сотрудничества с республиками нет, с различными регионами нужно работать индивидуально. 

— Нет универсального решения этой проблемы, контакты с представителями республик —  это один из способов предотвращения правонарушений. Где-то официальные представители республик аккумулируют вопросы, где-то диаспоры берут на себя обязанности контакта, взаимодействия, влияния на своих земляков, — говорит чиновник. —  Мы говорим как в целом о контакте правительства Москвы по тому спектру вопросов, который касается взаимодействия столицы и какого-то территориального образования, так и об особенностях поведения выходцев из того или иного региона. Мы рассматриваем не только поведение на улицах и правонарушения, мы берем шире, это культурные, научные, производственные связи, обмен между республиками. 

Председатель президиума общественного движения "Российский конгресс народов Кавказа" Алий Тоторкулов рассказал, что их организация неоднократно обращалась в МВД с просьбой предоставлять списки с именами правонарушителей и статистикой правонарушений. 

— В этом, безусловно, есть смысл, потому что очень многие молодые кавказцы думают, что если они где-то вне дома совершат какие-либо преступления, то это будет неизвестно на родине, и чувствуют себя вольготно, — говорит эксперт. — Если молодежь, которая далеко от дома, будет знать, что каждое их правонарушение обнародуется, это станет сдерживающим фактором.

Тоторкулов считает, что форматы воздействия могут быть различными — через общественные, национальные, этнические организации, через постоянные представительства национальных республик в Москве. 

— Можно печатать материалы об отдельных инцидентах в местных газетах, — полагает эксперт. — Но в то же время это не должно выглядеть как противопоставление и противостояние кавказских и русского народов. Меня смущает такое разделение. А если русские будут совершать правонарушения, это будут отправлять Всемирному русскому народному собору? Или это касается только национальных меньшинств?

Ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Игорь Кузнецов полагает, что для успешной интеграции выходцев с Северного Кавказа необходимо менять образовательные стандарты в национальных республиках.

— Образование должно быть светским, а не национально-культурным или национально-религиозным, — говорит эксперт. — Также лидеры этих регионов не должны культивировать архаические модели воспитания. Это приводит к сильной консолидации, закрытости молодых людей, попадающих в другую культуру. 

В то же время на данный момент именно архаическая модель позволяет воздействовать на правонарушителей через семью и национальных авторитетов, полагает эксперт. Любое правонарушение, совершенное в столице, нужно позиционировать как позор для семьи и для республики. 

— Часто молодые люди, нарушившие закон, просят делать всё что угодно, но не писать родственникам. Причем местная община в Москве далеко не всегда может воздействовать на своих соотечественников, авторитетами, как правило, являются те, кто живет в республиках, — считает Кузнецов.

Эксперт отмечает, что наказание за правонарушение в Москве не страшит выходцев с Кавказа, а, напротив, привлекает и воспринимается как доказательство мужественности.

— Сами по себе кодексы поведения этих республик являются образцом морали и нравственности, но они действуют только по отношению к "своим", — говорит эксперт. 

Руководитель общества чечено-ингушской культуры "ДаймохкАбуезид Апаев негативно отнесся к данной инициативе, посчитав, что подобные мероприятия в конечном счете усиливают антикавказские настроения. 

— МВД — орган государственной власти, отвечающий за состояние внутренних дел, и никакие диаспоры, республики и их главы не должны нести какую-либо ответственность. Эта мера демонстрирует неравное положение российских граждан в зависимости от их этнической принадлежности, — прокомментировал он.

Член Молодежного совета при мэре Москвы Азамат Минцаев рассказал, что соглашение с руководством Чеченской Республики существует давно и является достаточно результативным. 

— Имена ребят, которые совершают правонарушения или в принципе занимаются не тем, чем должны, обязательно вносят в список, который предоставят главе Чеченской Республики. Эти люди будут отзываться обратно, например, за прошедший год около 15 студентов отправили на родину, — заявил он. 

По словам Минцаева, депутат Государственной думы Адам Делимханов и постоянный представитель Чеченской Республики Бекхан Таймасханов постоянно проводят встречи с молодежью, на которых объясняется, какое их ждет наказание за неподобающее поведение.


Читайте полную версию на сайте