Развитие автопрома на Дальнем Востоке обходится государству в круглую сумму
Первоначально
в бюджет на 2013 год закладывалось на эти цели 3 млрд рублей, однако,
как оказалось, в недавно принятых поправках в бюджет сумма субсидий на
перевозку автомобилей с Дальнего Востока выросла еще на 1,9 млрд рублей.
— Увеличение субсидий напрямую связно с ростом производства
и, соответственно, перевозок автомобилей. Наше предприятие значительно
увеличило производство корейских внедорожников SsangYong. Кроме того,
весной 2013 года стартовало серийное производство Mazda 6, —
прокомментировали в Sollers.
Общий объем производства на владивостокской площадке Sollers в 2013 году ожидается на уровне 70 тыс. машин, включая выпускаемые в рамках СП автомобили Mazda и Toyota.
Раньше
бюджетные средства на перевозку дальневосточных автомобилей
перечислялись напрямую компании "Российские железные дороги" (РЖД).
Теперь из-за вступления России в ВТО механизм господдержки изменился и
субсидии идут самим автопроизводителям. Впрочем, льгота все равно
распространяется только на железнодорожные перевозки: по правилам
предоставления субсидий, автопроизводителям компенсируется 100%
железнодорожного тарифа на перевозку автомобилей. Перечислением средств
занимается Минпромторг.
"Предоставление субсидий в 2013–2015
годах предприятиям автомобилестроения обусловлено необходимостью
оказания положительного социально-экономического эффекта на развитие
экономики и промышленности Дальневосточного федерального округа", —
говорится в пояснительной записке Минпромторга.
По оценкам
чиновников, экономический эффект от автомобильных проектов на Дальнем
Востоке с 2012 по 2020 год составит порядка 33,4 млрд рублей, включая
прямые налоговые поступления в федеральный бюджет. Кроме того, за счет
автомобилестроения в регионе уже трудоустроилось более 3 тыс. человек.
Еще около 1,5 тыс. новых рабочих мест, надеются в Минпромторге,
обеспечат производители автокомпонентов. В частности, заместитель
генсекретаря кабинета министров Японии Хиросиге Секо высказывался за
создание на территории Сибири и Дальнего Востока России японских заводов
по производству различных автомобильных компонентов и агрегатов.
Проектом Sollers также предусмотрено создание производств
автокомпонентов, что обеспечит большую степень локализации.
Sollers
запустила завод во Владивостоке в конце 2009 года и сразу инициировала
программу компенсации перевозки новых автомобилей в Центральную Россию.
—
Проект сборки иномарок на Дальнем Востоке заведомо нуждался в субсидиях
на доставку машин в другие регионы страны: при маленьких объемах такое
производство нецелесообразно, а поглотить большие объемы местный рынок
не может, — объясняет аналитик "ВТБ Капитала" Владимир Беспалов. — К
тому же идея не только в импортозамещении, но и в развитии
промышленности этого региона с целью обеспечения занятости населения.
Правительство тогда поручило РЖД бесплатно перевозить производимые на Дальнем Востоке машины и обещало компенсировать потери госкомпании за счет субсидий. До этого действовала обратная система: чтобы стимулировать покупку жителями Приморья новых отечественных автомобилей, машины из Центральной России доставлялись на Дальний Восток за госсчет.
В 2009–2010
годах, следует из законов об исполнении бюджета за этот период, на
субсидии РЖД на ввоз и вывоз автомобилей с Дальнего Востока было
потрачено 739 млн рублей госсредств. С выходом владивостокского завода
Sollers на проектную мощность значительно выросли объемы перевозок (для
сравнения, продажи SsangYong выросли почти в два раза). Соответственно,
увеличились и ассигнования, превысив в 2011 году 2,5 млрд рублей.
В
2012 году, рассказали в РЖД, объем перевозок машин с Дальнего Востока и
обратно составил 37 156 штук. На это было выделено из бюджета 2,775
млрд рублей (в среднем по 75 тыс. рублей на один автомобиль). Всего с
начала действия программы государство потратило на нее более 6 млрд
рублей.
На 2014–2015 годы субсидии автопроизводителям на
транспортировку машин с Дальнего Востока запланированы в размере 3,18 и
3,37 млрд рублей соответственно. А в период с 2016 по 2020 год, согласно
госпрограмме "Развитие промышленности и повышение ее
конкурентоспособности на период до 2020 года", на доставку машин будет
потрачено в общей сложности 20,1 млрд рублей.