Введение патентного налогообложения в Алтайском крае себя не оправдало
В Алтайском крае патентное налогообложение себя не оправдало. К такому выводу пришли предприниматели региона,
обсудив первые итоги применения новой системы на заседании краевого
Общественного совета по развитию малого и среднего предпринимательства, пишет doc22.ru.
Патентная система налогообложения индивидуальных предпринимателей была введена в Алтайском крае с 1 января 2013 года. Предполагалось, что она даст возможность предпринимателям упростить взаимоотношения с налоговыми органами, освободит от ведения обременительной бухгалтерской отчетности, позволит им легализовать свой бизнес. Более того, планировалось, что к 2018 году патентное налогообложение заменит единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
Однако, по словам уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае Павла Нестерова, первые итоги работы патентной системы в Алтайском крае оказались неутешительными. Впрочем, и в России – тоже. Вот данные статистики, которые привел алтайский бизнес-омбудсмен.
- Практика показала, что патентная система несовершенна, а законодательство нуждается в коррективах. Предприниматели высказываются против отмены ЕНВД. Патентная система в России и в Алтайском крае себя не оправдала. Благо что на Алтае власти весьма осторожно ее применяли, - посетовал Нестеров.
Главными проблемами в практике патентного налогообложения стали невозможность дифференцированного подхода к определению потенциально возможного дохода (стоимости патента) в зависимости от места расположения бизнеса.
Сегодня получается, что предприниматели, владеющие торговыми площадями по несколько тысяч метров в городах края, сдают их в аренду аффилированным структурам, а по патенту выплачивают в казну при этом мизерные суммы. Бюджет в результате недополучает значительные средства. Поэтому в Алтайском крае патентное налогообложение оказалось привлекательным для владельцев крупной коммерческой недвижимости, крупных торговых объектов. А мелкие предприниматели в сельской местности из тени так и не вышли – слишком велика финансовая нагрузка.
Помимо всего прочего, резко возросли отчисления по страховым взносам, что привело к сокращению в регионе индивидуальных предпринимателей (почти на 9 процентов в 2012 году к показателям 2008 года).
- Сказались и сложности в классификации новых видов деятельности, нерациональное применение патентной системы для отдельных видов деятельности, к примеру, сдачи в аренду нежилых помещений. Ну а для самозанятых физических лиц в отдаленной сельской местности новая система оказалась и вовсе непривлекательной, - заявил Павел Нестеров.
А ведь, по его мнению, патентная система и была рассчитана на самозанятое население, мелких индивидуальных предпринимателей в отдаленных населенных пунктах, где затруднено налоговое администрирование, на арендодателей жилья и др. имущества, ремесленников.
Председатель Алтайского союза предпринимателей Юрий Фриц был категоричен:
- Не может быть единая ставка в Барнауле и сельских районах края. В результате патентное налогообложения не является привлекательным для мелких предпринимателей. Но можно внести поправки и изменения в краевой закон, существенно дифференцировав ставки. Ну и, конечно, добиваться корректировок федерального законодательства. В первую очередь, в передаче полномочий по введению патентной системы налогообложения и определению стоимости патента с регионального на муниципальный уровень.
Между тем, комментируя порталу Doc22 сложившуюся ситуацию, Павел Нестеров заявил, что поправки в краевой закон вполне возможны, и касаться они могут перечня некоторых приоритетных видов предпринимательской деятельности, которые предполагают региональные преференции по налоговым ставкам.
- Многие регионы дифференцировали подходы к патентному налогообложению, к примеру, торговли. Одни ставки – для крупных торговых предприятий, другие – для мелких магазинов. Депутаты краевого Законодательного собрания вместе с краевыми властями занимаются подготовкой предложений по корректировке закона. Будем надеяться, что к осени эта работа будет завершена. Но главное, чтобы назревшие поправки были внесены на федеральном уровне, - подытожил бизнес-омбудсмен.