Государство будет экономить на всех, кроме чиновников
Кризиса формально еще нет, а планы по сокращению бюджета уже будоражат правительство. Начать процесс решили с "социалки" – здравоохранения и пенсионных выплат. Премьер-министр Дмитрий Медведев с этой недели начинает в Горках серию консультаций по отдельным разделам федерального бюджета на 2014-2016 годы. На предмет, понятное дело, можно ли их урезать. Сегодня будут рассматривать здравоохранение. Пока предлагается недоплатить Пенсионному фонду примерно четвертую часть его трансферта и сэкономленное пустить на другие социальные нужды.
Как это всегда бывает, когда денег много, их не считают, а когда мало – начинают экономить и смотреть, кто тратит лишнее. Вот и накануне утверждения правительством основных параметров федерального бюджета, состоявшегося 4 июля, социальный блок кабмина обвинил Минфин в росте военных расходов за счет учителей, врачей и пенсионеров. Пока линия поведения руководства страны укладывается в старую формулу "пушки вместо масла", хотя публично делается вид, что будет и то, и другое.
Социальные министерства оспаривают одновременное сокращение части их расходов в федеральном бюджете и претендуют на получение бюджетной экономии от урезания трансферта Пенсионному фонду на 470,9 миллиарда рублей, пишет "Коммерсант". Уменьшение же трансферта, с нашей точки зрения, может означать только одно – замедление темпов индексации пенсий. Возможно также, что чиновники уже посчитали экономию от введения новой пенсионной формулы.
Пока по новому бюджету ясны только самые общие цифры – доходы, расходы и дефицит. Их согласовали на последнем заседании правительства. Но вот предложенную Минфином стратегию расходов и перераспределение доходов внутри этих параметров члены кабинета отвергли.
Более того, глава Минтруда Максим Топилин утверждал, что Минтруд не согласовал Минфину даже размер сокращенного трансферта Пенсионному фонду в 2014 году – 1,6 триллиона вместо 2 триллионов рублей. И вообще проектировки Минфина существенно затормозят рост зарплат бюджетников, который обещан самими указами президента.
Социальный блок правительства обращает внимание и на другие противоречия с Минфином: не предусмотрены деньги на детей-сирот (40 миллиардов рублей), не хватает 140 миллиардов рублей на выплату материнского капитала. Минфин отвечает, что наличие этих проблем надуманно, и предлагает решить их за счет дополнительной экономии.
Есть и еще одна болезненная тема – сокращение расходов на здравоохранение и образование в связи с передачей части обязательств по ним от центра в регионы, а также во внебюджетные фонды. Она сулит проблемы в будущем, тем более что уже и сейчас Минздрав отмечает серьезный дефицит финансового обеспечения по программе госгарантий бесплатной медицинской помощи в размере 164,5 миллиарда рублей. Возмещать недостаток средств придется Минфину, который намерен предварительно убедиться, что проблема действительно существует.
В то же время экономить на чиновниках государство не намерено. Минфин заложил в проект федерального бюджета на 2014-2016 гг. 135 миллиардов рублей (45 миллиардов в год) на повышение зарплат федеральным государственным гражданским служащим, указано в Основных направлениях бюджетной политики, одобренных правительством в прошлый четверг, отмечают "Ведомости". Причина этого шага очевидна: президент Владимир Путин в инаугурационном указе "О совершенствовании системы госуправления" требовал, чтобы оклады госслужащих стали конкурентными на рынке труда. Несомненно, выполнять эту часть его поручений чиновникам будет особенно приятно.
В то же время следует заметить, что насчет конкурентности труда чиновников президент несколько сгустил краски. Их работа и так стала очень престижной за последние годы, а уж с повышенной зарплатой она вообще сделается почти недостижимым пределом мечтаний для многих.
В правительстве считают, что чиновники должны получать больше среднестатистического гражданина. К 2018 году зарплата на госслужбе увеличится в 2,6 раза и превысит среднюю по экономике в 1,7 раза, рассказала первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.
По данным Росстата, в 2012 году зарплата сотрудников центральных аппаратов федеральных ведомств в среднем составляла 72 100 рублей, их коллег в региональных управлениях – 27 900. Средняя зарплата в Москве, где располагаются центральные аппараты министерств и ведомств, составила в том же году 60 200 рублей, средняя по России – 27 300.
В то же время Нестеренко предупреждает, что зарплату не станут повышать тем, кому уже повысили, – сотрудникам администрации президента и аппарата правительства. Их оклады в прошлом году приравняли к зарплатам военных, и теперь чиновник Кремля в среднем получает 166 100 рублей, правительства – 162 900. Средняя зарплата в центральном аппарате налоговой службы – 56 800 рублей, Минфина – 64 600 рублей, Минэкономразвития – 38 700 рублей, Росимущества – 31 600 рублей, информирует Росстат.
При этом структура зарплаты чиновников довольно запутана. По данным Минтруда, на долю оклада в ней приходится 17,8%, остальное "добивается" премиями, надбавками и "иными денежными выплатами". Минфин такой порядок одобряет и предлагает направить дополнительные средства на увеличение премиального фонда, а не базовой части, сообщает Нестеренко. Там считают, что это поможет сократить количество госслужащих на федеральном уровне: руководители станут поощрять эффективных сотрудников, а непоощряемые уволятся сами.
Правда, возникают сомнения, что отмечать деньгами станут именно эффективных, а не "психологически близких". Друзей, проще говоря. Если дело повернет в эту колею, то есть риск остаться без специалистов.
Минтруд, наоборот, возражает Минфину: увеличивать нужно базовую часть, ее доля в зарплате должна быть 50%. Такой порядок оплаты труда повысит мотивацию госслужащих: увеличится не только гарантированный доход, но и пенсионные права, объясняет представитель Минтруда: "Пенсия рассчитывается из оклада, а не дохода с учетом премий. Оклад замминистра – около 9000 рублей, главного специалиста-эксперта – примерно 5000 рублей". Схема "50% премия – 50% оклад" потребует в 2014 году дополнительно 78,5 миллиарда рублей, посчитали в ведомстве.
Самим госслужащим больше нравится вариант Минтруда. Чиновник федерального ведомства говорит газете: "Да, премии могут быть высокими, но их может и не быть совсем, как в первом квартале этого года. Поэтому базовая часть должна быть даже не 50%, а 70-80%". В администрации президента и аппарате правительства почти вся зарплата состоит из оклада, ревниво замечает он.
Но у всего есть свой предел, и рост чиновных зарплат не исключение. Их повышение после 2016 года возможно только за счет оптимизации численности, иначе нагрузка на бюджет увеличивается в несколько раз, замечает Нестеренко. Даже у врачей и педагогов обещанный правительством рост зарплаты будет на 30% обеспечен за счет сокращений штатов.
А доцент Высшей школы экономики Павел Кудюкин считает, что сначала нужно устранить дублирование полномочий между разными уровнями власти: "Только после этого можно говорить о сокращениях. Возможно, они и не потребуются". Выражение "куда ни плюнь, везде чиновник" – свидетельство не столько большого числа госслужащих, сколько неудовлетворенности от их работы, заключает Кудюкин.
Мы же заметим, что зарплата – это только часть бонусов, которые зарабатывает чиновник. Всем известно, что у чиновника с хорошим стажем пенсия почти втрое выше средней по стране. И работы до 70 лет от них никто не ожидает, как от остальных граждан. Кроме того, вращаясь в системе госуправления, чиновники нарабатывают опыт и обзаводятся ценными связями, которые дорогого стоят. Уволившись в трудоспособном возрасте с более-менее заметных должностей, они потом без труда находят завидную работу в коммерческих структурах, нуждающихся именно в таких связях для "решения вопросов".