Правительство просят не допустить монополизации наружной рекламы
Подобные изменения уже планировалось внести в закон "О рекламе" — пакет поправок к нему был принят Думой весной и подписан президентом 7 мая 2013 года. Поправки, разработанные замглавы думского комитета по экономической политике Виктором Звагельским, получили поддержку правительства, ФАС и ряда регионов. В итоге новый закон увеличил срок действия договоров, упростил схему демонтажа рекламных конструкций и разрешил размещать рекламу на объектах культурно-исторического наследия. Но положения о специальных конкурсах для небольших компаний за несколько дней до принятия закона в Думе из текста исчезли.
По мнению представителей "Опоры", это исчезновение — результат работы лоббистов, защищающих интересы крупных операторов "наружки". Теперь организация планирует инициировать повторное рассмотрение поправок.
В секретариате Шувалова подтвердили, что письмо поступило в аппарат правительства и "прорабатывается в установленном порядке".
Как объяснили "Известиям" в "Опоре России", основная проблема для малых и средних операторов наружной рекламы — в том, что муниципалитеты выставляют рекламные конструкции на торги большими лотами. Так, 5 августа в Москве пройдет аукцион почти на 8 тыс. рекламных мест стартовой стоимостью 18,9 млрд рублей. Из них пять лотов содержат до 800 конструкций, и еще пять — до 90 конструкций. Однако в "Опоре" утверждают, что и 90 конструкций для малого бизнеса — это слишком много, а вероятность того, что на аукционе их скупят те же крупные операторы, слишком высока.
— Аукцион — это система, которая работает на увеличение стоимости. На аукционах крупный бизнес уничтожает малый, — говорит руководитель комиссии по рекламе "Опоры России" в Подмосковье Роман Дубинин. — Так произошло, например, в Казани, где цены в процессе торгов подскочили в три раза. В результате наружная реклама в городе оказалась в руках четырех крупных игроков и несколько десятков малых компаний были вынуждены уйти с рынка.
Выходом из ситуации, по мнению "Опоры", может стать выделение малому и среднему бизнесу не менее 20% городских конструкций под рекламу — с отдельными конкурсами, без участия большого бизнеса. Долю конструкций должен определять муниципалитет при составлении схемы их размещения. С этим предложением согласны в ассоциации "Деловая Россия".
Раскрытие же бенефициаров поспособствует прозрачности рынка, считает представитель "Деловой России" Дмитрий Крючков.
— Не секрет, что на российском рынке много крупных игроков, владельцы которых скрыты в офшорах. Если проводить аукционы без мер по поддержке среднего и малого предпринимательства, вся страна превратится в иностранную колонию.
Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский категорически против поправок, касающихся малых и средних предпринимателей.
— Я понимаю озабоченность "Опоры", но не понимаю, почему преференции должны доставаться малому и среднему бизнесу в рекламе — разве они обеспечивают новые рабочие места, у них есть инновационные программы или серьезные инвестиционные проекты? Это не так, — считает парламентарий.
По словам Звагельского, часть лотов на существующих конкурсах вполне подъемны для малого и среднего предпринимательства.
Депутат считает, что объединения предпринимателей, пытаясь сыграть на якобы дискриминации малого и среднего бизнеса, забывают, что еще недавно в Москве 70% билбордов устанавливались малым бизнесом незаконно. Билборды оформлялись на сторонние предприятия, с которыми невозможно было связаться. При этом ни государство, ни город не получали отчислений в бюджет.
Впрочем, одну из инициатив "Опоры" Звагельский все же готов поддержать. Вопрос о раскрытии бенефициаров, по его словам, будет поднят заново, если эту идею поддержат регионы.
— В регионах нет такой конкуренции, как в Москве, и есть возможность для захвата рынка крупными операторами, — говорит депутат. — Если регионы заявят о такой проблеме, надо вводить антимонопольное регулирование. Например, ограничить присутствие одной компании 20% рынка, с обязательным раскрытием бенефициаров.
Экс-гендиректор компании BigBoard Руслан Желудик заявил "Известиям", что раскрытие бенефициаров, безусловно, сыграет на руку малому и среднему бизнесу, так как обнаружится "очень много интересных подробностей". Но заботиться о доле малого и среднего бизнеса в отрасли слишком поздно. По оценке эксперта, 75% рекламного рынка России приходится на столицу и города-миллионники, где нынешним летом будут проведены торги — и рынок, вероятнее всего, окончательно завоюют крупные операторы.
— Их контракты с муниципалитетами закончатся через 10 лет. К тому времени средний и малый бизнес полностью уйдет из "наружки", — предполагает Желудик.