Агентство Moody's унизило крупнейшие российские банки
Неэффективная работа правительства губит деловую репутацию и перспективы развития финансовых организаций, - об этом пишет Игорь Петров на Км.Ру.
Удивительно, как давно известная народная мудрость может точно обрисовать весьма сложную современную экономическую ситуацию! Вот говорят, что когда паны дерутся, у холопов чубы трещат. И точно: трещат ни за что ни про что. Нынче в роли несчастных холопов оказались крупнейшие российские банки: "Сбербанк", ВТБ, ВТБ 24 и "Россельхозбанк". Международное агентство Moody's снизило их долгосрочные долговые и депозитные рейтинги на одну-две ступени.
Экспертов Moody's ничуть не смутило, что названные банки принято считать оплотом финансовой системы России, а участие государства в их капиталах и кредитной деятельности является решающим и определяющим. Напротив, эта плотная государственная опека как раз и стала основной причиной для снижения уровня доверия.
Эксперты Moody’s поясняют, что российское правительство теряет возможности поддерживать свои доверенные банки в случае возникновения финансового кризиса. На сегодняшний день этих возможностей меньше, чем было перед началом кризиса в 2007-2008 годах.
Федеральный бюджет выглядит разбалансированным даже в условиях стабильно высоких цен на нефть. Рассчитывать на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, общий объем которых составляет более 5,5 триллиона рублей, весьма трудно. Это Алексей Кудрин в должности министра финансов и вице-премьера до последнего бился за их сохранность и использование лишь в крайнем случае. А нынешний помощник президента РФ Андрей Белоусов, еще недавно занимавший пост министра экономического развития, весной продавил через правительство возможность использования средств этих фондов для осуществления долгосрочных инфраструктурных проектов.
Белоусова поддержал и министр финансов Антон Силуанов. Он тоже говорит о необходимости использовать деньги со счетов фондов для снижения дефицита федерального бюджета.
Весьма вероятно, что эти средства скоро пойдут на убыль, и до будущих поколений, как планировалось Кудриным, они не дойдут. К тому же, несмотря на внушительную общую сумму, доля фондов по отношению к ВВП за последние пять лет снизилась вдвое – до 8,5%.
Наверняка эксперты Moody’s внимательным образом следили за тем, как правительство обсуждало и принимало бюджетные корректировки. Рутинная, в общем-то, работа была организована крайне слабо и потому превратилась в затянувшийся спектакль с перебранками, взаимными упреками и оскорблениями. Неспособность членов нынешнего кабинета договариваться меж собой, постоянное откладывание важных решений на потом тоже сыграли свою роль в снижении рейтингов.
Есть еще одна интересная деталь. По поводу банков, перечисленных Moody’s, шел отдельный разговор на недавнем заседании правительства, посвященном утверждению программы приватизации на ближайшие три года.
Председатель Центробанка Эльвира Набиуллина выступила категорически против включения в программу приватизации даже малой части бумаг "Сбербанка". Первый вице-премьер Игорь Шувалов "не дал в обиду" ВТБ и его "дочку" ВТБ 24. То есть эти финансовые организации опять на длительный срок остаются в неопределенном состоянии – то ли неофициальной государственной кубышки, то ли чьей-то личной большой кормушки. И все "прелести" такого существования тоже остаются без изменений – громоздкая неповоротливая структура, неэффективное управление, размытая финансовая политика.
В конце прошлой недели правительство все-таки утвердило основные направления бюджетной политики до 2016 года. Кабинет, в общем-то, вполне здраво решил, что если доходы федерального бюджета не растут как раньше, то и расходы должны сокращаться по сравнению с прежними планами.
Уменьшается и объем нефтяных денег, которые будут направлены на пополнение Резервного фонда и ФНБ. А счета этих фондов как раз и находятся в государственных банках. Так что вынужденная экономия ударила в том числе и по ним. Хорошо, что пока только по рейтингам.
Министр финансов Антон Силуанов призвал всех жить в режиме жесткой экономии и заявил, что уже в нынешнем году из-за ухудшения макроэкономических показателей бюджет может недополучить триллион рублей. Об этом, по словам министра, говорят расчеты Федеральной таможенной и налоговой службы.
Силуанов не исключает, что для частичного покрытия дефицита бюджета придется взять около 200 миллиардов рублей из Резервного фонда, то есть со счетов госбанков. Правда, министр оговорился, что произойдет это только в том случае, если сбудется негативный прогноз ФНС и ФТС, а Росимущество сорвет программу приватизации.
По прогнозу налоговиков и таможенников что-то определенное сказать трудно, на то он и прогноз. А вот о том, что программа приватизации выполнена не будет, можно с уверенностью сказать уже сейчас, хотя бы потому, что она не выполнялась никогда. Силуанов и сам отметил, что Росимущество должно перечислить в бюджет 427 миллиардов рублей, но вполне вероятно, что эта цифра "усохнет" до 20 миллиардов.
Кто-то может сказать, что снижение банковских рейтингов – не повод для масштабной паники. В конце концов, многие финансовые структуры в Европе и Америке, чьи позиции ранее считались непоколебимыми, все-таки были вынуждены пройти через эту унизительную процедуру. Однако тревожный звонок для российских банков уже прозвучал, и не сделать из этого совсем никаких выводов было бы непростительной ошибкой.