Правозащитники просят депутатов амнистировать всех мошенников
72 правозащитника, в том числе большинство членов Совета при президенте по правам человека и члены Общественной палаты направили в Госдуму письмо с просьбой вернуть в проект амнистии для предпринимателей всю статью 159 Уголовного кодекса ("Мошенничество"). По словам общественных деятелей, если ее не включить в проект, амнистия будет "кастрированной", пишут "Известия".
Среди подписавшихся — председатель СПЧ Михаил Федотов, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод, врач Елизавета Глинка, экс-глава Института современного развития Игорь Юргенс, политик Ирина Хакамада, судья Конституционного суда в отставке Тамара Моращакова, профессор Высшей школы экономики Илья Шаблинский и автор письма, правозащитник Владимир Осечкин.
В своем письме правозащитники ссылаются на инициативу главы государства.
"Президент сказал на встрече с предпринимателями в Воронеже, что считает необходимым провести амнистию в связи с изменением законодательства. А одной из важных перемен было добавление новых составов, именно для предпринимательской деятельности, в 159-й статье. Получается, что проект амнистии не отражает слов президента. Без включения этой статьи амнистия будет куцей", — пишут правозащитники.
В начале мая уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов обратился к парламентариям с предложением объявить амнистию осужденным за экономические преступления. 23 мая на встрече Владимира Путина с предпринимателями в Воронеже омбудсмен представил президенту проект амнистии, который глава государства отправил на доработку. Окончательный вариант был представлен в Госдуму 25 июня. Однако в него вошел только один пункт из статьи 159 — "Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности" (159.4). Осужденные же за мошенничество в сфере кредитования (159.1), при получении выплат (159.2), с использованием платежных карт (159.3) и т.д. освобождению не подлежат. Из-за такого урезания число потенциально амнистируемых снизилось почти в два раза — вместо 10 тыс. осужденных (на такую цифру рассчитывали в деловом сообществе) на свободу смогут выйти 5–6 тыс. человек.
— В последние несколько лет законодатели приняли целый ряд поправок по либерализации уголовного и уголовно-процессуального законодательства. В том числе серьезные изменения претерпела и 159-я статья, поэтому необходимо, чтобы амнистия отразила эти изменения, — уверен глава СПЧ Михаил Федотов.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов считает, что без статьи 159 нет смысла проводить амнистию. По его словам, 90% обращений предпринимателей связано с преследованием за мошенничество.
— На примере этой статьи особенно хорошо видно, как искажено понимание коммерческой деятельности и к каким правоприменительным казусам, зачастую ломающим жизни и судьбы людей, это приводит, — подчеркнул он.
Экономическую амнистию поддерживают и многие юристы. По мнению одного из адвокатов Михаила Ходорковского, Вадима Клювганта, преследование предпринимателей превратилось в национальное бедствие.