В Кемеровской области появятся первые роботизированные автосамосвалы
По его словам, сейчас идут переговоры с холдингом "Сибирский Деловой Союз" /СДС/ и СУЭК. В частности, прорабатывается проект по разрезу "Первомайский" /входит в угольных холдинг СДС/. Планируется, что 8 роботизированных автосамосвалов грузоподъемностью 130 тонн могут быть задействованы для доставки угля с угольного склада до станции ж/д погрузки по дороге протяженностью приблизительно 10 км. "Этот проект уже оценен в деньгах, определен перечень работ, который необходимо сделать", - сказал Бондаренко, уточнив, что если договор будет подписан до осени, то "примерно к середине следующего года этот проект появится". Что касается СУЭКа, то рассматривается проект вывоза породы с обогатительной фабрики в Хакасии.
Идея о внедрении такой безлюдной техники в горном деле возникла несколько лет назад, и первоначально совместно с белорусским заводом был создан дистанционно управляемый БелАЗ.
"В апреле этого года мы впервые представили роботизированный автосамосвал. В отличие от дистанционного он едет самостоятельно по тем трекам и скоростям, которые передавались из диспетчерской с помощью программного обеспечения", - пояснил он.
Роботизированный БелАЗ оснащен компьютерным оборудованием, техническим зрением, которое, благодаря специальным радарам и камерам, видит препятствие впереди и сзади, высокоточным навигационным оборудованием, исполнительными механизмами с обратной связью, отвечающими за поворот колес, торможение, подъем кузова и т.д.
Как уточнил Бондаренко, несмотря на то, что такое техническое решение ведет к удорожанию, например, 130-тонных автосамосвалов на 20-30 процентов, мотивировать к подобному приобретению угольщиков может несколько вещей. Во-первых, по словам разработчиков, внедрение таких БелАЗов повышает безопасность. Вторым немаловажный мотивов к переходу на безлюдные технологии собственников может подтолкнуть дефицит квалифицированных водителей. "Их не хватает даже в нашей области. Предприятия переманивают друг у друга водителей за счет более высокой зарплаты, что с одной стороны хорошо, но конкурентоспособность падает. Что касается восточных регионов, то там проблема поиска кадров стоит еще более остро", - сказал он.
Если остановиться на производительности, то, как отметил Бондаренко, по опыту зарубежных стран, она приблизительно одинакова как у роботизированной техники, так и управляемой людьми.
"На сегодняшний день основная проблема внедрения - это невозможность совмещения на одном участке роботизированного самосвала и техники, управляемой людьми. В этом плане не все просто - сложное согласование проекта с надзорными органами", - добавил он. Между тем, по его мнению, если сегодня российские разработчики не выйдут к угольщикам с подобными решениями, то уже через 10 лет на отечественный рынок придут западные компании.