Готовы ли главы регионов к выборам по-новому?
Президент, в частности, вот что сказал там, говоря о разнице между регионами и их губернаторами: " А получается так, что, скажем, разрешение на строительство в Сургуте занимает 150 дней, а в Твери — 448. При чем здесь региональные особенности и климатические особенности? Регистрация собственности в Калуге занимает 19 дней, а в Якутске — 60. Подключение к системам электроснабжения занимает в Саратове 123 дня, а в Екатеринбурге — 360. Ну куда это годится?"
Так что же это за мероприятие было? Верьте — не верьте, но в минувший четверг российских губернаторов собрали на учебу, и там было во что и в кого всмотреться. Первый вопрос: "там" — это где? По привычке хочется сказать, что это Подмосковье, но это Новая Москва, клубный пансионат "Империал". До приезда Путина собравшиеся прослушали курс лекций о современных методах управления, в частности, в ведущих мировых компаниях. Важно помнить, что мероприятие проходило на следующий день после учредительного съезда "Народного фронта", и когда перед губернаторами выступал Путин, он уточнил, что "фронтовики", конечно, будут "участвовать напрямую в выборах различных уровней и влиять на эти выборы".
А еще губернаторы, в большинстве своем, не выбранные, а "назначенцы", собрались под впечатлением от того, как их московский коллега Сергей Собянин уже не только сыграл на опережение и сделал заявку на участие в прямых выборах, но и обозначил себя как самовыдвиженца, установив до этого в Москве и один из самых низких в стране "муниципальных фильтров". И это — отдельная тема.
- Сергей Семенович Собянин в опережение пошел на выборы. У вас нет такой идеи?
Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров: "Я с удовольствием бы согласился показать, насколько у нас демократично развивается регион, я согласился бы на это. Это хорошая идея. Вы подсказали, я тоже подумаю над этим".
- А пойдете в таком случае как самовыдвиженец или от партии?
Рамзан Кадыров: "Я как самовыдвиженец, потому что партийный. Там разные ходят люди, а я — слуга народа".
Но Кавказ разный. В соседнем Дагестане будут не прямые выборы, а избрание на Госсовете. Исполняющий обязанности главы Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов пояснил: "Я тоже хотел пойти на всенародные выборы, я всегда выступал за всенародные. Но я думаю, что в Дагестане еще не созрели, к сожалению, к этому условию. А мы должны подготовить эти условия, чтобы следующие выборы были всенародными".
В Центральной России — не проще, но очевиднее. Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов с выборами спешить не собирается, но в том, что они будут прямыми, не сомневается: "Мне кажется, что для Центральной России все-таки лучше прямые выборы. Почему? Потому что, прежде всего, наверное, цель была — уйти от ошибок при кадровых назначениях. Но мы же видим, что здесь этот способ не дает полной, как говорится, гарантии".
Калужанину вторят коллеги из соседних областей глубинной России.
- Пойдете как партийцы или как самовыдвиженцы, как Собянин, например?
Губернатор Самарской области Николай Меркушкин: "Я думаю, все-таки пойдем как партийцы".
- От "Единой России"?
- Да.
Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев: "А у нас уставом и законом запрещено самовыдвижение".
Губернатор Тульской области Владимир Груздев: "Москва – единственный субъект, где есть самовыдвижение. У нас только партийное выдвижение, поэтому будем избираться от партий".
- "Народный фронт" вам пригодится всем? Или "Единая Россия", как сейчас?
Валерий Шанцев: "Народный фронт" — хорошая площадка, где собираются люди разных партий, разных мнений. И приходят к компромиссу"
- А не страшно, что "Народный фронт" над "Единой Россией" окажется?
Валерий Шанцев: "Чего бояться? Мы каждый день с людьми".
Сосед Валерия Шанцева по Поволжью Рустам Минниханов — из Татарстана, Кстати, его титул все еще "Президент".
- У вас сколько полномочий осталось?
- В смысле?
- Президентских.
- Полномочий у нас много.
- Я имею в виду — по срокам.
- 2015-й год у нас.
- Будете как Собянин вперед переводить выборы?
- Я пока об этом не думал.
- Если пойдете, то самовыдвиженцем?
- Моих полномочий на мою работу хватает, и я каких-то планов еще не строю. Надо отработать этот срок.
А вот в Дагестане партийное строительство имеет собственную специфику.
- Я так понимаю, что, называя вещи своими именами, на самом деле, часто партийный флаг брали себе в руки этнические колонны?
Рамазан Абдулатипов: "Даже не этнические! Брали разного рода группировки – коррумпированные, бандитские группировки. Я часто говорю, что того, кого народ считает у себя нормальным человеком, интересным, и того, кого в Москве считают таковым – это зачастую не совпадает".
Вот, собственно, мы и вернулись на Кавказ. По соседству — главы республик сразу из двух федеральных округов.
Глава Республики Адыгея Аслан Тхакушинов: "Оговорка есть: наши северокавказские республики могут свой путь пройти. То есть, могут назначаться".
- До окончания полномочий не будете торопиться, я так понял?
Глава Кабардино-Балкарской республики Арсен Каноков: "Я думаю, что где-то примерно за год надо обменяться мнениями".
Аслан Тхакушинов: "Как у Собянина... Посчитаем, чем это закончится".
- Собянин решил самовыдвиженцем идти, а не партийцем. А вам какая форма симпатичнее?
Аслан Тхакушинов: "Если бы он от одной партии выдвигался, то, конечно, у него избирателей было бы меньше".
- То есть, думаете, и на Кавказе это применимо?
Арсен Каноков: "Мне кажется, что применимо. Я думаю, что надо идти, скорее всего, самовыдвиженцем для того, чтобы мы не исключали все общественные организации, партии. Чтобы все люди чувствовали, что они голосуют за руководителя субъекта"
- То есть, для вас "Народный фронт" — очень своевременное изобретение?
Рамзан Кадыров: " Да, и даже больше. Как заявил наш лидер, наш президент, "Народный фронт" — это народ, И народ должен заставлять руководство государства, региона работать. Поэтому я служу народу".
Как видим, нюансов масса. Один из них: губернаторы ищут поддержку "Народного фронта", но на каких условиях их поддержит "фронт"? Конечно, прямо так вопрос не ставится, но он явно есть.