«Ого, куда я просвистела…»: жители Алтайского края рассказали о приземлении Валентины Терешковой

Корреспонденты КП  побывали в Баевском районе Алтайского края, где после трехдневной экспедиции к звездам оказалась Валентина Терешкова.

О многом, что на самом деле произошло полвека назад - 19 июня 1963 года, молчали долгие годы. Ведь из-за того, что у корабля была неправильно собрана система управления, "Восток-6" отклонился от курса, ушел в сторону от предполагаемого места посадки на сотни километров, и, распугав всю совхозную живность, упал на пастбище недалеко от села Мурашкино в Алтайском крае. Услышав в небе хлопки, местные жители подумали, что началась война, а увидев парашюты, решили - шпионы.

"Попросила черного хлеба и квасу"

Снижение "Востока" длилось почти 16 минут. Вот произошел отстрел крышки катапультного люка, а через две секунды включилась парашютная система. С высоты отчетливо виднелись крупные прямоугольники созревающих хлебов, светлая лента реки, голубая чаша большого озера.

- Вначале казалось, что спущусь прямо в воду, и даже подумала, как бы ни пришлось пользоваться надувной лодкой. Но ветер сносил меня в сторону от озера, земля становилась все ближе и ближе. Меня заметили еще в небе, и как только я приземлилась на ровную полянку, окантованную молодыми березками, ко мне со всех сторон бросились люди, - вспоминает в своей книге "Вселенная - открытый океан" первая женщина космонавт Валентина Терешкова.

Однако, в этой истории много случайностей.

Во-первых, повезло, что люди оказались рядом.

Валентину Агапкову, председателю совета ветеранов района (в те годы он был партийным работником. – Прим. авт.), больше 80 лет. В силу своей тогдашней должности, ему пришлось сопровождать Терешкову после приземления.

Так вот по его словам, одними из первых землян, встретивших Терешкову, были Василий Цариценко, который в тот день приехал в село к родственникам мед качать, и его родственник - местный пастух Иван Авдиенко. Обоих уже нет в живых. Но о первой встрече с женщиной-космонавтом они рассказывали до конца дней своих.

Мужчины делились: первыми словами Терешковой на Алтайской земле было: "Где я?". А услышав ответ, ахнула: "Ого, куда я просвистела…".

Василий с Иваном помогли гостье снять скафандр, а прибежавшие чуть позже женщины переодеться в спортивный костюм.

- Когда она сняла майку, все тело было в кругах от этих присосок-датчиков. Попросила привезти ей картошки, черного хлеба, квасу. А потом, на вертолете, ей привезли обед, и прилетевшее начальство пожурило ее за то, что ела наше, - вспоминает местная жительница Мария Копылова. – Помню, бабушка к ней старенькая подошла, спросила: "Доченька, ты Бога не видела?", а она ей: "Нет, бабушка, видела все, Бога не видела".

Женщина из сказки

Несмотря на усталый вид и небольшой синяк на носу, полученный при приземлении, для загорелой до черноты сельской ребятни белокожая, худенькая Терешкова оказалась женщиной из сказки.

- Она показалась мне - 11-летнему пацану - очень красивой, возникла ассоциация со Снежной королевой. И я с детским восхищением смотрел на нее. До сих пор это чувство помню, - вспоминает Анатолий Букреев.

Местные жители вспоминают, как через пару часов после приземления Терешковой, привезли солдат. А те начали было стрелять в воздух, чтобы отогнать людей от космического корабля. Но Валентина Владимировна запретила палить.

- С момента приземления до десантирования отряда солдат прошло не менее 2,5 часов, - рассказывает Валентин Агарков. - Вот там была вольность. И в кабину заходили, и все тюбики с космической пищей съели, и воду, побывавшую в космосе, выпили. Ребятня даже отрывала обгоревшую обшивку корабля.

Интересно, осенью того года, собирая экспонаты для музея космонавтики, отец второго космонавта планеты, уроженца Алтайского края, Германа Титова – Степан Павлович обходил дома жителей.

А вот и вторая случайность. В тот день (а это была суббота) глава совхоза объезжал со своим водителем на "Волге" поля. К слову сказать, это была единственная "Волга" во всех окрестных районах. Вот и получилось Валентину Владимировну встретить как надо -на высшем уровне, и с комфортом доставить до ближайшего узла связи в селе Нижнечуманка. Отсюда она и доложила Хрущеву: задание партии и правительства выполнено.

К телефону даже подзывали местных жителей: Хрущев интересовался, как встретили Терешкову.

Многие из тех, кто приехал забирать Терешкову, в тот день остались ночевать на месте приземления. А части "Востока-6", обернутые в металлическую сетку, под охраной солдат лежали в поле еще несколько дней, потом их зацепил и увез грузовой вертолет.

Тайна за семью печатями

Гордые за то, что событие космического масштаба произошло на их земле, местные жители хотели напечатать материал в районной газете, но в соответствующих органах их поправили: "Есть сообщения в центральной прессе, вот и все".

- К тем, кто прибежал с фотоаппаратами, подходили люди в штатском и засвечивали пленку, - продолжает вспоминать Агарков. - Только одному фотографу удалось спрятать фотоаппарат. А потом он даже торговал фотографиями. Вот и Баевский райком партии купил набор и сделал из них стенд. Правда, позже его передали в музей, но там материалы не сохранились.

Все недоумевали, почему скрывается правда, и выражали обиду в частушках:

"Терешкова приземлилась,

А сама не знает где.

То ли в Баевском районе,

То ли в самой Караганде".

- После этого события меня призвали служить на флот. Я со своими рассказами там столько врагов нажил, что не дай Бог. Дошли разговоры до оперуполномоченного особого отдела контрразведки Лузина. Он меня вызвал, и сказал: "Вот что, она приземлилась в заданном районе, и больше не распространяйся", - вспоминает пенсионер Виктор Нечунаев.

Но народ, как говорится, не обманешь. Молва о том, где на самом деле приземлилась первая женщина-космонавт, разнеслась по Советскому Союзу. Люди ехали к этому месту, но не находили в чистом поле ни памятного знака, ни таблички. Только через пять лет местным общественникам удалось убедить крайком партии увековечить память о событии. На месте приземления всех частей "Востока-6" появились три конструкции из бетона, одна из которых до наших дней не дожила.

Первую юбилейную дату – пятилетие решили отметить торжественно. В поле развернули торговые палатки, подготовили концерт, съехались жители всех окрестных районов. Глава ныне самого ближнего к месту приземления села Нижнепайва Владимир Москальченко вспоминает, как ребенком на этом празднике впервые попробовал мороженое. До последнего часа ждали и саму Валентину Терешкову, но она не приехала.

Приглашали ее и в 1986-ом, когда на трассе Барнаул-Славгород устанавливали скульптуру летящей женщине-чайке, которая до сих пор привлекает внимание проезжающих туристов.

- Много раз мы к Валентине Владимировне обращались по поводу приезда. Письма писали от учащихся школ, отправляли подарки от учеников. Она им присылала подарки в ответ: открытки, книги. И все время отписывалась, мол, в связи с загруженностью общественной работой приехать не может. А последний раз, когда поздравляли ее с 70-летием, ответа не было. Но мы не обижаемся, как на нее обижаться, - говорит Валентин Агарков.

Может быть, именно из-за невнимания со стороны самой Валентины Владимировны, немного интереса к этому событию и в крае. Если бы не УАЗик сельской администрации, который проворно выбирался из всех канав, и уверенно проезжал целину, добраться до места приземления нам составило бы больших трудов.

Да и место, где установлена скульптура, совсем не ухожено: кончик носа сколот, асфальт потрескался, газон оплешивел, а бордюрный камень обвалился и порос травой. И, видимо, к 50-летию этого космического события пока приводить в порядок территорию никто не собирается.

Но местные жители верят, что первая женщина-космонавт освободится от каждодневных забот и обязательно приедет на Алтай.

Читайте полную версию на сайте