Московский журналист рассказал, как он проходит «непыльную» альтернативную службу на почте
Сегодня, 13 июня, "Московские новости" написали о том, что ежегодно в России 300 тыс. молодых людей идут служить в армию и только 800–900 человек — на альтернативную гражданскую службу (АГС). Несмотря на то что право на прохождение АГС законом гарантировано каждому, пользуются этим лишь
Так, например, 24-летний журналист Макар Бутков вот уже больше двух недель работает почтальоном — разносит письма и газеты в районе Чистопрудного бульвара и Покровки. За час он обходит всю свою территорию — 15 домов. Работа непыльная, считает Макар. "Хочу большой самокат купить — так быстрее будет", — делится планами по оптимизации процесса альтернативщик.
Рабочий день Макара начинается в шесть утра на Мясницкой, 23, в здании Главпочтамта, а заканчивается в полдень, но на почту надо приходить еще и по субботам. Самое сложное в работе, по мнению Макара, — рано вставать. "До почты я доезжаю на велосипеде. Я бы и почту разносил на нем, но у подъезда велик не оставишь", — говорит он.
Утро начинается с сортировки писем по домам. В восемь утра Макар кладет их в рюкзак и разносит корреспонденцию сначала по квартирам (на почте ему выдали огромную связку ключей от домофонов). В десять наступает черед нести письма в организации. "Теоретически можно попросить водителя почты довезти пачки писем до опорной точки — это такой ящик в подъезде, который устанавливается на три-четыре дома", — рассказывает Макар.
Через три месяца он сможет разносить еще и пенсии. Зарплата почтальона — 13,5 тыс. руб. "У меня такие же права, как и у других сотрудников, есть трудовой договор. Альтернативщики от коллег ничем не отличаются — только мы моложе". Московский почтамт уже более пяти лет принимает на работу альтернативных служащих. В этом году пришло четверо: ребята работают почтальонами, сортировщиками и операторами связи — сидят за кассами.
"Когда я подавал заявление на альтернативную службу, в списке вакансий на сайте Роструда была идеальная для меня работа —– Московский зоопарк. Вау! Я даже в автобиографии, которую надо было предоставить в военкомат, написал, что люблю животных. А вдруг повезет? Но в мой призыв этой вакансии уже не было. Хорошим вариантом были библиотеки и галереи в центре Москвы, ну и почта. Но я был готов к тому, что мне выпадет работа в больнице где-нибудь на окраине Москвы", — рассказывает Макар.
О существовании АГС он знал с детства: "Я вырос в Германии, а там альтернативная служба очень популярна. Во всем мире этот институт хорошо развит, а в России мало кто знает само словосочетание.
Раньше я считал, что только по религиозному принципу можно получить направление на АГС, даже подумывал записаться в кришнаиты — вдруг поможет. Но потом в одной из правозащитных организаций мне объяснили, что это не так, да и свои убеждения невозможно никак доказать — о них можно только сказать. Ну как доказать то, что ты свидетель Иеговы, например? Справку из храма, что ли, принести? В военкомате во время комиссии мне говорили: "Что ты, не мужик?
В армию не можешь пойти?", давили и мучали вопросами. Даже пугали, что отменят решение о направлении на АГС.
Я ответил, что считаю армию бессмысленной вертикальной системой, в которой такой человек, как я, не может существовать. Зато я буду больше полезен обществу, если стану работать", — вспоминает Макар.
Фото с сайта mn.ru.