Патриотизм – это любовь к Родине и своему народу, а не обожание власти
Граждане любят Россию, а власть все никак не может в это поверить.
Как плохой тамада на празднике, она то и дело кидает клич в толпу: "Не
вижу ваших рук!", "Ну что это за аплодисменты?!" и в том же унылом духе.
Между тем россияне в своем абсолютно подавляющем большинстве, конечно
же, любят Родину. И, понимая это, вполне веришь истории о том, что якобы
сам Борис Абрамович слезно мечтал вернуться в Россию. Об этом пишет Виктор Мартынюк на КМ.Ру.
Однако существующего патриотизма для власти недостаточно, поскольку лично к ней народ относится... ну, как-то в большинстве своем не очень. Даже те его скромные представители, именуемые "законопослушными гражданами" и "добросовестными налогоплательщиками". На ругани власть имущих всех калибров и оттенков россияне весело отводят душу. Это вообще старая забава, которую в свое время гениально обыграли Салтыков-Щедрин с Зощенко.
Но вот ведь что интересно: при советской власти много чего было и много чего не было, но отдельной (именно отдельной!) программы "патриотического воспитания" и быть не могло. Потому что патриотически воспитывало всё – кинематограф, музыка, спорт, промышленность, наука. Граждане радостно, но без истерики реагировали на счет 28:2 в хоккее в игре с Италией в 1967 году. Ведь что такое тогда был СССР, а что такое Италия? Верите или нет, но объяснять это в каких-либо учебных методичках не было нужды. Такие результаты были радостными и будничными.
А теперь мы искренне радуемся тому, что наша певица "вошла в пятерку" на конкурсе "Евровидение" или вышла в четвертьфинал на чемпионате мира. Мы даже не ждем собственно победы: нас восхищает уже и то, когда Россия просто "не хуже". И в этом контексте вполне можно понять мотивацию сенатора Валерия Рязанского, который и предложил отдельный Закон "О патриотическом воспитании". Ну действительно, куда с такой мотивацией идти воевать? Но ведь наших дедов и отцов не учили патриотизму в 1940 году, чтобы год спустя они, заглядывая в шпаргалки, встали к штыкам. Как-то сами обучались.
Может, не в отдельном законе все же решение?..
Свою позицию по идее внедрения всеобщего патриотического воспитания в России в беседе с обозревателем KM.RU представил председатель совета Национально-демократической партии, президент "Русского общественного движения", философ и публицист Константин Крылов:
– Не будем фарисействовать. Любые чувства, в том числе патриотические, в условиях их культивирования со стороны государства если и не расцветают бурно, то, по крайней мере, в определенной степени развиваются. В этом отношении так называемая патриотическая пропаганда действует даже на тех людей, которые искренне полагают, что уж они-то к ней невосприимчивы. Человек смотрит телевизор и вроде бы при этом понимает, что то, что ему там показывают, – это ложь и чушь. Но при этом информация все же воздействует на него. Это – общеизвестный феномен, и поэтому не стоит так уж преувеличивать способность людей к критическому восприятию реальности.
Человек вообще по природе своей существо глупое и внушаемое. Человек устроен так, что он верит своим глазам, и если ему демонстрировать по телевизору самые невероятные вещи, он в них поверит. Достаточно посмотреть на то, какое количество людей верит сегодня в космических пришельцев, которых они видели в художественном кино. При этом они ведь прекрасно отдают себе отчет, что это было именно художественное кино.
В данном случае с идеей закона о патриотическом воспитании возникает два простых вопроса. Во-первых: патриотами чего именно собирается наша власть выращивать нас с вами? Какой именно патриотизм они собираются загрузить в головы наших сограждан? И второй вопрос: зачем? Чего они этим хотят добиться? Вообще у народа нынче наблюдаются определенные проблемы с пониманием предмета патриотизма как такового. Понятно, что существует такое понятие, как "гордиться своей страной".
Однако власть, причем любая, стремится к тому, чтобы ее граждане гордились в первую очередь не страной, а конкретно ею – властью. Это приоритетно. Потому что если человек вдруг начинает гордиться именно своей страной, то он вдруг начинает думать о том, что существующая бестолковая власть недостойна такой великой страны, и становится бунтовщиком. И Россия это уже переживала.
Любить страну и любить начальство – совершенно разные вещи. А нам неустанно внушают: вот, у нас великая страна, где творили Пушкин и Ломоносов, где были Гагарин и атомная бомба, и поэтому... вы должны любить Путина и подчиняться ему вечно. Да, сейчас пропагандистская машина работает в этом векторе. Но все равно надо отдавать себе отчет, что это все же нечто иное, нежели патриотизм как таковой.
А то ведь есть еще и такая "опасность": патриотизм, кроме всего прочего, может вызвать любовь не только к своей стране, но и к своему народу. А русским это, как мы знаем, категорически запрещено. Нам долго и подробно рассказывали, что в России все народы должны любить себя и гордиться собой – все, кроме русского. Русский народ, по мнению власти, должен все время помнить, что он плохой, что он виноват. Думаю, что на этой почве "патриотическая пропаганда" даст серьезный сбой. "Учителя патриотизма" будут широко впаривать тему о многонациональности России, об огромном вкладе, который внесли в развитие страны нерусские народы. Я уверен в этом абсолютно, на 120%. Будет преобладать именно такая нотка.
И вот теперь представим: сидит русский Ваня в школе на уроке и слушает рассказ о прекрасных людях со сплошь нерусскими фамилиями, среди которых, правда, есть Пушкин, но ведь ему уже тридцать три раза объяснили, что он – негр. Но разве это – его страна? Нет. Не его страна и не страна его народа. Скорее всего, этот Ваня испытает достаточно сложные чувства, и боюсь, что энтузиазма в любви к Родине ему такого рода рассказы явно не прибавят.
В любом нормальном государстве патриотизм всегда тесно переплетается с национализмом. Российские же "идеологи" все время проповедуют антинациональный патриотизм, чтобы русские сидели тихо, знали свое место, но при этом гордились Россией. Но так не бывает, потому что страна – это прежде всего люди.
Итак, властям патриотизм нужен затем, чтобы люди были покорны и подчинялись начальству. Никакого другого практического смысла патриотизм для них не имеет. В те эпохи, когда государство бурно развивается, патриотизм имеет иной смысл: он мобилизует народ на какие-то действия. Мобилизовывать, сплачивать русских власть, как мы понимаем, не собирается, да и никаких великих свершений для них не предполагается, а предполагается лишь, что они будут потихоньку вымирать, подготавливая территорию для азиатского населения. Власть нацелена на культивирование именно пассивного патриотизма, на развитие покорности, когда считается, что патриотизм – это когда болеешь за свою футбольную команду (притом, что знаешь, что она никогда не выиграет что-то достойное).
Таких патриотов и будет власть растить, ну а что ей еще остается?
Вот только думаю, что перспективы такого рода патриотического воспитания
будут не столь уж хорошими. Скорее всего, это будет воспринято народом
как очередная блажь начальства. Несчастные родители будут запихивать
ребенку в портфель учебник по патриотизму, тихо матерясь сквозь зубы, и
великая идея в итоге выродится до некоего факультатива, что-то вроде
москвоведения…
Опрос на ИА "Амител":