Коллекторской вольнице приходит конец
Бурный рост потребительского рынка товаров и услуг золотым дождём обрушился на банки, занимающиеся кредитованием населения. А заодно спровоцировал и появление многочисленных агентств, специализирующихся на "выбивании" долгов у заемщиков. До хрестоматийных утюгов и паяльников дело, конечно, не доходит, но зачастую сотрудники таких компаний действуют на грани закона, а то и выходят за его рамки. Но, похоже, что коллекторской вольнице скоро придёт конец. По некоторым данным, Минэкономразвития готовит поправки ко второму чтению законопроекта "О потребительском кредитовании", значительно ужесточающие регулирование данного сегмента деятельности.
По данным Национального бюро кредитных историй, суммарный объем действующих потребительских кредитов за I квартал 2013 года увеличился на 9,2 %, составив 7,996 трлн. рублей. Наиболее быстрыми темпами развивалось кредитование с использованием кредитных карт – объем действующих займов достиг 980,538 млрд. рублей, что на 11,2 % выше, чем по состоянию на 1 января этого года. Тот же показатель в сегменте кредитования на покупку потребительских товаров вырос на 9,4 % и составил 3,878 трлн. рублей. Сумма действующих ипотечных кредитов достигла 1,957 трлн. рублей, что на 9,2 % превышает соответствующий показатель
При этом отмечается, что 4,5 млн. кредитов или 10 % от общего числа действующих займов в стране обслуживаются с просрочкой. Причём, за I квартал этого года количество таких займов возросло на 13 %. Соблазн купить в кредит телевизор, турпутёвку, машину и т.д. зачастую перевешивает здравый смысл и собственные финансовые возможности граждан. И погнавшийся за красивой жизнью обыватель оказывается в паутине долгов. Вот
Историю своего существования в России коллекторские агентства ведут с
В большинстве стран деятельность коллекторских агентств осуществляется на основе
Незаконный характер деятельности некоторых коллекторских агентств в России отмечала и Генпрокуратура, и Роспотребнадзор. Прокуратура, в частности, проводила проверки, по итогам которых возбуждались уголовные дела по фактам вымогательства денежных средств у населения под угрозой насилия. Привлекались коллекторские агентства и по административным статьям – за незаконное разглашение персональных данных, за использование в названиях своих организаций наименования органов государственной власти (например, "частный судебный пристав"), что умышленно вводит граждан в заблуждение относительно их статуса.
И это далеко не полный список нарушений и претензий к работе российских коллекторов, применяющих в своей деятельности и угрозы, и прямой шантаж. При этом коллекторы не считают нужным разбираться в нюансах дела заказчика, что и создает предпосылки для определенного рода мошеннических операций, когда из людей выбивают несуществующие долги.
Разговоры о том, что российский рынок коллекторских агентств требует специальной законодательной регламентации, ведутся уже давно. Со своими предложениями на этот счет выступал и Роспотребнадзор, и Минэкономразвития. В частности, в 2010 году МЭР сообщило о начале разработки проекта федерального закона "О коллекторской деятельности", обеспечивающего защиту прав и интересов должника (физического лица) при осуществлении коллекторской деятельности. В 2011 году министерство обнародовало проект закона "О деятельности по взысканию просроченной задолженности", регламентирующий порядок работы коллекторов. В нем запрещалось звонить должнику по ночам, ограничивалось число напоминаний ему о задолженности и т.д.
Однако до последнего времени всё это оставалось на стадии идеи. Возможно, сейчас дело сдвинется с мертвой точки. В апреле этого года в первом чтении Госдумой был принят законопроект "О потребительском кредитовании", устранивший ряд правовых коллизий и чётко расписавший права и обязанности заемщиков и кредиторов.
Действительно, по большому счёту, в растущем кризисе неплатежей по кредитам виноваты банки, не только расширяющие список кредитных продуктов и снижающие требования к заемщикам, но и активно заманивающие потенциальных клиентов "ну очень выгодными предложениями". О том, что дьявол кроется в деталях, то есть в очень мелком шрифте рекламного продукта, а то и в завуалированных условиях самого договора, скрывающего неприятные неожиданности, заемщик узнает зачастую постфактум.
Данный законопроект исключает возможность введения потребителя в заблуждение, обязывая кредитные организации предоставлять потенциальному заемщику исчерпывающую информацию об условиях кредитования. Законодательно закрепляется норма о запрете банкам взимать с потребителей комиссии за выдачу кредита и обслуживание банковского счета.
Защищает новый законопроект заемщиков и в плане размера различного рода штрафов за неисполнение условий договора, общий объем которых не сможет превышать двух третей средней процентной ставки годовых по договору. Заемщик сможет отказаться от получения кредита, а также погасить его досрочно без уплаты
Однако в проекте закона не обошлось и без ложки дёгтя. В частности, банки сохранили за собой право навязывать заемщику некоторые дополнительные услуги. Такие, например, как обязательное страхование. Кредитор может осуществлять уступку прав требований по договору кредита любым третьим лицам только при условии, если это право было согласовано при заключении договора. Этот пункт станет обязательным элементом при составлении кредитного договора, так что потенциальному заёмщику, скорее всего, придётся с ним согласиться. Таким образом, если до сего момента потребитель при желании мог обжаловать действия банков по передаче долгов коллекторам, то теперь эта возможность для него исключена в принципе.
Подробности - https://www.novopol.ru/-kollektorskoy-volnitse-prihodit-konets-text145975.html