Закон о торговле, призванный умерить рост цен, обернулся подорожанием основных продуктов

4 июня, в Москве прошел круглый стол на тему "Рост цен: перспективы закона о торговле". Поводом для обсуждения стала инфляция, которая в мае снова пошла в разгон. По данным Росстата, с начала года она набрала уже 2,8%, а в годовом исчислении достигла 7,4% (по сравнению с маем прошлого года). В результате обещание властей удержать рост на уровне 5–6% за год оказалось под вопросом. Как пояснил первый зампред Банка России Алексей Улюкаев, во всем виноват рост цен на продукты на прилавках магазинов. Об этом пишет СП.

 На круглом столе руководитель рабочей группы по АПК и продовольственным рынкам Общественной палаты России Александр Чернов сообщил, что наиболее серьезно выросли цены на социальные продукты, представляющие основу рациона для небогатого населения, причем их рост значительно превышает инфляцию. Например, цена на картофель в мае 2013 года оказалась на 45% больше цены мая предыдущего года.

Рабочая группа Общественной палаты по АПК и продовольственным рынкам подготовила мониторинг цен на социально-значимые продукты и услуги за май 2013 года. По информации аналитиков, индекс расходов населения в мае составил в среднем по России 12 551 рубль. При этом расходы на коммунальные услуги составляют 3 855 рублей, на продукты питания – 2 986 рублей.

Самым дорогим из городов является Хабаровск, с расходами в 15 496 рублей, за ним идет Екатеринбург – 13 384 рубля, и только потом Москва – 13 342 рубля. А "самая доступная жизнь" среди мегаполисов в Уфе – 11 496 рублей.

Стоимость набора продуктов в мае в среднем по стране увеличилась на 1,4% и составила 2 986 рублей. По словам аналитиков Общественной палаты, существенный рост цен на картофель и овощи, входящие в борщевой набор, кроме сезонного фактора, обусловлен еще и появлением на полках более дорогих овощей нового урожая.

Минимальный набор продуктов по самым низким ценам в мае можно было приобрести в Казани (2 675 руб.) и в Самаре (2 682 руб). Самыми дорогими городами оказались Хабаровск (3 600 руб.) и Красноярск (3 338 руб.).

Закон о торговле наоборот

Участники круглого стола обсуждали, как должен работать принятый три года назад закон о торговле, чтобы интересы всех участников процесса торговли, в том числе и покупателей из незащищенных слоев общества, были учтены. Напомним, в конце мая президент Владимир Путин заявлял, что закон о торговле "в целом сбалансирован, но нужно следить за тем, чтобы он не изменялся в пользу торговых сетей". Однако, судя по всему, именно это сейчас и происходит – закон о торговле работает с точностью до наоборот.

По словам поставщиков, они вынуждены завышать цены из-за поборов торговых сетей. Ведь для того, чтобы поставить товар в магазин, нужно купить "входной билет". За каждую ассортиментную позицию на полке магазина сети требуют отдельных денег. Например, за место для товара на полке в провинциальном магазине необходимо заплатить 100 долларов, в крупных сетях цена вырастает до 500 долларов, а самым дорогим, по сообщению газеты "Ведомости" остается "вход" в сеть Metro - 1500 долларов за позицию.

Но и это еще не все - поставщики должны платить ежегодные "ретро-бонусы" за объем продаж, доплаты за выгодные места на полке, взносы на открытие новых магазинов, подарки на день рождения сети и так далее. И естественно, все эти "издержки производства" включаются в цену товара для покупателя - в его себестоимости они составляют до 35%.

Но самое удивительное, что три года назад был принят закон о торговле, который запрещает продавцам требовать от поставщиков какое-либо вознаграждение, кроме ретро-бонуса за объем продаж в размере не более 10%. А поставщики социально значимых продуктов вообще освобождены от бонусных выплат.

"Это ограничение сформирует нормальное конкурентное поле для торговых сетей, и сделает розничное ценообразование более прозрачным, - прогнозировал в декабре 2009 года бывший тогда первым зампредом комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике Сергей Лисовский - Неограниченные бонусы позволяли сетям скрывать реальную наценку на товар в рознице. Проще говоря, производитель поставлял сети товар по 100 рублей, продавец говорил, что добавляет к этому 25% наценки, в итоге товар на прилавках стоил 125 рублей. Вступление в силу закона о торговле снизит цены для покупателей, после его принятия торговые сети уже не смогут так агрессивно накручивать цены, не смогут забрать себе больше 10%".

А что же получилось на деле? Ритейлеры, как говорят предприниматели, посчитали установленный законом максимальный размер ретро-бонуса в 10% обязательным минимумом, и стали включать его во все договора, даже если раньше компания платила сетям не более 5%. Таким образом, эти 10% стали законным фиксированным сбором с поставщиков продуктов питания. Мало того, и с дистрибуторов непродовольственных товаров, на которые закон о торговле не распространяется, сети теперь тоже требуют как минимум 10% от стоимости поставки, что гораздо больше, чем три года назад.

Ретро-бонус в размере 10% был включен в закон о торговле для того, чтобы побудить ритейлеров лучше работать с поставщиками, но на деле за эти деньги они не предлагают ничего. Правда, некоторые сети выпускают рекламные газеты и каталоги, но зачастую поставщики, заплатившие за маркетинговые услуги, не видят там своей рекламы, в лучшем случае, за 5 млн рублей им могут выделить рекламный модуль размером 5 на 5 см в каталоге.

Поучается, что размер поборов с поставщиков, после вступления в силу закона о торговле, который их запрещает, стал только выше на 10%. Сети быстро приспособились к "новой политике", и все выплаты, превышающие разрешенные, они теперь пропускают по дополнительным маркетинговым соглашениям с поставщиками, например - об услугах по изучению спроса и продвижению товаров. Среди дополнительных услуг может быть также участие в каталогах, выкладка продукции на стендах, но суть в том, что отказаться от них поставщики, особенно мелкие, не могут, так как это плохо повлияет на отношения с сетью.

В итоге цена товара стоимостью 100 рублей для покупателя на полках магазинов вырастает уже не до прежних 125 рублей, как говорил Лисовский, а до 135, а то и 140 рублей. При этом поставщику достается только 50% от стоимости товара, а другую половину получает розничная сеть в виде дополнительного дохода.

"Запрет на выплаты и бонусы не привел к существенному снижению их объема, произошло лишь перераспределение средств, - подтверждает замначальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Екатерина Урюкина. По ее словам, сети "получают свое" за счет услуг по продвижению товара, причем фактически многие услуги они не оказывают, и наказать их за это непросто. Потому что дополнительные соглашения об услугах маркетинга – дело добровольное, и заключать их разрешено законом.

Покупатель всегда крайний

Получается, что закон о торговле, который был изначально предназначен для того, чтобы остановить рост цен на продукты для населения, не только не работает, а еще и разгоняет стоимость товаров на прилавках магазинов.

- Думаю, что с помощью законов не удастся сдержать рост цен на продукты, здесь нужно зайти с другой стороны – изменить экономическую политику государства в отношении АПК - пояснил "СП" сопредседатель организационного комитета МЭФ, президент промышленного союза "Новое Содружество", Константин Бабкин. – В цене продуктов на прилавках больше половины составляют налоги, доходы банкиров в виде процентных ставок по кредитам сельхозпредприятиям, стоимость топлива в России, поэтому они такие дорогие. Чтобы снизить цену продуктов, надо начинать издалека: восстановить продовольственный стабфонд, ограничить ставки по кредитам для АПК, значительно понизить налоги, которые платят аграрии. Тогда издержки в себестоимости продуктов станут меньше, и соответственно - цена товаров на прилавках упадет.

"СП": - Сейчас крупные торговые сети, которые накручивают цену товара, вытесняют мелких продавцов, продающих товары по доступной цене, создавая монополию на потребительском рынке. Это, наверное, тоже разгоняет общий рост цен и показатель инфляции?

- Конечно, при этом местные власти абсолютно сознательно сами выстраивают эти монополии, убирая мелкие магазины и ларьки, и создавая условия для появления крупных торговых сетей. Это еще один пример неадекватной экономической политики властей в области торговли. При этом законом об основах государственного регулирования торговой деятельности, вступившим в силу в феврале 2010 года, максимальный порог присутствия крупных торговых сетей на рынке установлен на уровне 25% для одной сети. Но уже в прошлом году Минэкономразвития было заявлено, что эта норма будет пересмотрена в сторону увеличения до 35%. Так что монополизация торгового рынка в России будет только усиливаться, а с ней и рост цен. Можно, конечно, попробовать уговорить продавцов не повышать цены на продукты питания, как делает правительство на рынке топлива, но это проблемы не решит.

Кстати, за рубежом тоже существует практика, когда поставщики товаров платят торговым сетям бонусы за большой размер закупок, за выкладку продуктов на определенных местах, проведение промокампаний и совместных рекламных акций. При этом никакого фиксированного размера бонусов не существует.

Но там абсолютно иная ситуация потому, что поставщики – это в основном транснациональные компании, гораздо сильнее национальных торговых сетей. От их товара ритейлеры просто не могут отказаться, не потеряв прибыли, поэтому поставщики платят минимальные бонусы. Кроме того, за границей существуют мощные отраслевые союзы поставщиков, которые добиваются выгодных договоров, потому что действуют сообща. В России же такая практика пока еще не прижилась, и страдают от этого главным образом не сами поставщики, а покупатели, которые оказываются крайними в "пищевой цепочке".

Читайте полную версию на сайте